За минувший год российский, в том числе и пермский, консалтинг кардинально изменился. Об этом свидетельствуют данные рейтингов, составители которых анализируют эффективность консалтингового бизнеса.
По итогам прошлого года объем выручки 150 крупнейших отечественных консалтинговых компаний увеличился на 65% и достиг почти 16 млрд руб. Существенно поменялись тенденции.
Эксперты отмечают, что в 2002 году на рынке доминировал так называемый конвейерный консалтинг, когда консультанты предлагали клиентам стандартный набор типовых решений (средне- и краткосрочные планы, автоматизация управленческих процессов, подбор персонала и прочее). В 2003 году они стали предлагать решения, сформированные с учетом индивидуальных особенностей клиента.
Сегодня консультанты поднялись на новую ступень. Они стали предлагать комплекс мероприятий, направленных не только на повышение эффективности бизнеса клиента, но и на создание систем внутреннего контроля, управления рисками.
Особым спросом пользуются услуги в области информационных технологий, прежде всего - ИТ-управленческий консалтинг. Это подтверждает появление в рейтингах новых консультантов с пермской пропиской. Так, в числе 100 крупнейших российских компаний, рейтинг которых подготовило информационно-рейтинговое агентство "Юниправэкс", входит "Информ-Консалтинг". В рейтинге журнала "Эксперт-Урал" значится компания "Прогноз", также работающая в сфере информационных технологий.
Еще одна сфера деятельности консультантов - постановка учетно-налоговой политики. В последнее время вырос спрос на такие услуги, как анализ достоверности исчисления налогооблагаемой базы, своевременности и полноты перечислений в бюджет налогов и сборов, налоговых и имущественных рисков, возникающих в процессе реорганизации предприятий. Поэтому налоговый консалтинг - один из самых развитых секторов рынка. Возросла потребность в услугах консультантов, специализирующихся в сфере финансового менеджмента (рост в минувшем году составил, по данным РА "Эксперт", 65%).
В списке крупнейших консалтинговых групп России и Уральского региона присутствуют, как правило, несколько пермских компаний. В их числе - "Аваль", "Уралаудит", "Инвест-Аудит", которые специализируются в сфере налогового и финансового консалтинга. Однако лидирующие позиции занимает Консалтинговая группа "ЭР-Капитал". По итогам 2003 года в "топ-150" журнала "Эксперт" (N15 от 19 апреля 2004 года) вошли "ЭР-Капитал" (109-е место, совокупная выручка за 2003 год - 14,5 млн руб.), "Аваль" (144-е место, совокупная выручка - свыше 5,5 млн руб).
Консалтинговая группа "ЭР-Капитал" в этом году впервые прошла практически по всем рейтингам: "Коммерсантъ" поставил ее на 78-е место среди 100 крупнейших консалтинговых компаний России, "Юниправэкс" отметила компанию в качестве ведущих в Приволжском федеральном округе. В рейтинге журнала "Эксперт-Урал" "ЭР-Капитал" вышел на 5-е место по юридическому консалтингу, на 5-е - по управленческому и на 6-е - по управлению персоналом.
По словам генерального директора компании "ЭР-Капитал" Дмитрия Шерстобитова, существенную роль в такой оценке играет высокая
динамика развития и многопрофильность компании. Темпы роста финансовых показателей КГ "ЭР-Капитал" за минувший год составляют около 150%. Это хороший результат, с учетом того, что весь рынок российского консалтинга растет на 70% в год.
Конечно, рынок консалтинговых услуг непрозрачен, других данных, нежели тех, что указаны в рейтингах, просто не существует - в силу высокого уровня конфиденциальности предоставляемых услуг. Компания "ПАКК" представлена как московская при наличии в Перми собственного филиала. Аудиторская компания "Аваль" входит в перечень консультантов, поскольку работает в сфере налогового консалтинга (на долю финансового приходится 63%, налогового - 37%). "Уралаудит" (94% - финансовый консалтинг) и "Инвест-Аудит" (48% - налоговый консалтинг, 28% - финансовый) входят в число крупнейших консалтинговых компаний Уральского региона.
Надежда АГИШЕВА, директор Пермского филиала компании "ПАКК":
- Сравнивать компании, проходящие по различным рейтингам, не совсем корректно. Скажем, по правилам составления рейтингов компании консолидируют данные по всем своим подразделениям. И логично, что выручка Пермского филиала компании "ПАКК" вошла в выручку группы "ВнешПаккУни-вере" ("ПАКК" - крупнейшая консультационная компания, представленная в Перми региональным офисом, продажи в Перми приближаются к $2 млн).
Я думаю, что конкуренция на Пермском рынке не будет серьезно обостряться: все представленные в рейтингах компании предлагают на рынок достаточно разные продукты. Как правило, наблюдается некая специализация, поскольку трудно быть компетентным во всех отраслях.
Например, региональные аудиторские компании, такие как "Инвест-Аудит", "Аваль", "Уралаудит" занимаются в основном налоговым консультированием или постановкой бухгалтерского учета. У аудиторов нет других амбиций - у них своя ниша. Компания "ПАКК" имеет большой опыт работы в сфере стратегического управления, в оптимизации систем управления предприятием (экономика и финансы, производство, техническое обслуживание и ремонт оборудования, логистика). Все компании, действующие на рынке, серьезно отличаются принципами взаимодействия с клиентом, степенью доверия, квалификации специалистов. Это снижает возможность создания конкурентной среды.
Что касается привлечения специалистов в консалтинг, эта проблема может быть решена путем создания внутри компаний эффективных систем обучения, оценки персонала, обеспечения карьерного роста и постоянного наращивания компетенций через опыт работы в проектах. Готовых консультантов на региональном рынке труда просто нет.
Дмитрий ШЕРСТОБИТОВ, генеральный директор Консалтинговой группы "ЭР-Капитал":
- Мы поставили перед собой цель - стать лидером на Урале по качеству и объему предоставляемых услуг. Чтобы ее достичь в планируемые нами сроки, нужно все это время поддерживать высочайший уровень качества наших решений.
Рынок способствует осуществлению подобных планов. Он растет не только по традиционным направлениям, таким как юридический, налоговый консалтинг. Очень активно развивается сфера управленческого консалтинга, в частности - управление персоналом. По тем задачам, которые ставят перед нами клиенты, мы чувствуем, как растет спрос на услуги, связанные с бизнес-процессированием, финансовым и стратегическим управлением.
Характерная тенденция, которую мы не так давно осознали: клиентам нужен не просто набор инструментария. Сейчас предприятия начинают формулировать бизнес-задачи. Они требуют не просто внедрить отдельный инструмент управления, например бюджетное управление, но при этом снизить затраты, допустим, на 15%. Такая работа предполагает значительно большие требования к консультантам.
С другой стороны, для нас такие задачи более интересны. Они дают возможности для маневра при выборе инструментария. В случае успеха чувство удовлетворения и у клиента, и у консультанта намного выше.
На мой взгляд, в Пермской области практически отсутствует рынок консультантов. Очень сложно найти для этой работы подходящих людей. В этой сфере деятельности большое значение имеет склад характера, особые интеллектуальные, волевые характеристики. Очень высоки требования к образованию и опыту. К нам в основном приходит бывший топ-менеджмент предприятий, руководители подразделений. Но этот сегмент очень узок, из этой сферы сложно привлекать квалифицированных специалистов.
Есть другой способ решения кадровой проблемы - привлекать способную молодежь. Проблема заключается в том, что в Перми отсутствует опыт подготовки, взращивания подобных специалистов. Пока человек пройдет путь от стажера до руководителя проекта, компания должна создавать для него уникальную среду. Не бояться передавать ответственность, полномочия, в то же время иметь жесткую систему оценки и контроля качества предоставляемых услуг.
Очень радует, что востребованность консультационных услуг растет. И темпы роста рынка 70% в год дают действительно адекватную картину в течение нескольких лет подряд. Все больше предприятий и отраслей начинают осознавать: чтобы двигаться быстрее, эффективнее, все сложнее опираться только на собственные управленческие ресурсы. Мы позиционируем себя в глазах клиента как дополнительный управленческий ресурс для решения сложных бизнес-задач, направленных на повышение стоимости компании.