В начале мая в Красноярске открылся компьютерный магазин "Комтек-Красноярск" с необычными для товаров такого рода масштабами торговых площадей и форматом супермаркета. Появление компьютерного супермаркета в Красноярске стало результатом региональной экспансии иркутской компании "Комтек Компьютерз". Однако лидеры сибирского компьютерного рынка сомневаются в перспективности такого формата.
"Комтек" не испугали сложности работы в новом формате. Но другие компьютерные компании региона не спешат следовать его примеру
Один из основных плюсов супермаркета - возможность представить покупателю весь ассортимент целиком. В маленьких магазинах такой возможности чаще всего нет - покупатель вынужден пользоваться каталогом. И даже придя за определенной покупкой, в супермаркете человек может увидеть аналогичный продукт, который больше его устроит, и, оценив свои возможности и варианты, поменять решение на более удачное. "Зачастую не весь ассортимент крупных компьютерных магазинов Красноярска или Иркутска попадает в каталог. В нашем супермаркете ассортимент включает около 2000 наименований, не считая кабелей, разъемов и прочей мелочи, - говорит начальник отдела маркетинга компании "Комтек Компьютерз" Дмитрий Палютин. - Мы позиционируем себя как сеть магазинов для самого широкого круга покупателей - от начинающих до наиболее требовательных, поэтому предлагаем большое количество готовых компьютеров (24-25 стандартных конфигураций). Такое разнообразие позволяет покупателю подобрать уже собранный компьютер прямо в магазине, а формат супермаркета еще и сокращает время на покупку: не нужно ждать, пока коробку принесут со склада, - положил ее в тележку и поехал на кассу". По словам директора "Комтек-Красноярск" Максима Островского, именно готовые компьютеры и мониторы пользуются наибольшим спросом у покупателей этого супермаркета.
Открытие супермаркета в Красноярске стало не первым опытом такого рода для компании "Комтек": в октябре прошлого года аналогичный магазин был открыт в Улан-Удэ, а в декабре - в Братске. В ближайшее время "Комтек" планирует открыть супермаркет в Ангарске, а в перспективе - и в Иркутске. Но красноярский супермаркет стал самым большим из магазинов "Комтек" по размеру торговых площадей - по словам представителей компании, она составляет 480 квадратных метров.
"Поиск необходимых по размеру торговых площадей был, пожалуй, единственной серьезной проблемой при организации супермаркета - в Красноярске найти их очень непросто", - отмечает Максим Островский. Как и в других магазинах такого формата, пришлось воспользоваться достаточно серьезной охранной системой, чтобы снизить потери от краж.
Первыми результатами работы красноярского супермаркета в головном офисе довольны, хотя отмечают, что в других городах магазины работают гораздо эффективнее. По мнению представителей "Комтек Компьютерз", на объемах продаж сказывается, что на компьютерном рынке Красноярска компания является новичком, в отличие от Братска и Улан-Удэ. Проявляются и сложности, характерные для начального этапа, связанные с логистикой и координацией управления, - принципиальные решения принимаются в Иркутске.
"Открытие супермаркетов для нас - не самоцель, - подчеркивает Дмитрий Палютин. - Мы поняли, что будущее торговли компьютерной техникой именно за этим форматом, а эпоха подвальных магазинчиков уходит в прошлое. Наш потребитель стал требовательнее, и сама техника стала проще в использовании и более унифицированной - подобно бытовой электронике, торговля которой через супермаркеты уже стала нормой".
Ведущие игроки розничного компьютерного рынка Сибири пока скептически оценивают перспективы начинания "Комтек" и формата супермаркетов вообще.
"Я был в этом магазине - реально торговая площадь там порядка 350 квадратных метров. Это немало, но при торговле компьютерной техникой площадь магазина не настолько важна. Важнее уровень предоставляемого сервиса, ассортимент, цены и квалификация персонала. Знакомство с менеджерами этого магазина убедило меня в том, что серьезную конкуренцию нам они пока составить не смогут, - считает директор красноярской компании "Синтез-Н" (одной из 25 лучших региональных компьютерных компаний России по итогам 2002-2003 годов) Александр Гельманов. - Большой ассортимент важен, но разве есть существенная разница, например, между тем, сто или тридцать ЖК-мониторов стоит на полках, если у многих из этих ста совпадают не только технические характеристики, но и дизайн? Для демонстрации всех достижений компьютерной индустрии площадей этого магазина все равно не хватит".
Вызывает вопросы и окупаемость компьютерного супермаркета с большим товарным запасом - в отличие от бытовой техники компьютерная очень быстро дешевеет. Телевизор или холодильник, простоявший два-три года на полке, можно продать практически без потерь в цене, а с компьютерами все иначе.
Сказывается и высокая стоимость аренды торговых площадей - например, магазины новосибирской компании "Кардинал" имеют площадь не более 100-150 квадратных метров, которой явно недостаточно для организации супермаркета.
"Мы предполагали открыть супермаркет два года назад, но из-за сокращения торговой площади от красивой идеи остался небольшой зал самообслуживания, - рассказывает директор по развитию компании "Кардинал" Александр Ершов. - Сейчас мы не видим больших преимуществ у супермаркетов - процесс покупки компьютерной техники, даже в сравнении с бытовой, более персонифицирован. В большинстве случаев необходима работа продавца-консультанта, подбирающего технику под задачи покупателя, владеющего информацией по совместимости различного оборудования. В супермаркете сложнее обеспечить сохранность товаров, при небольших размерах у компьютерной техники достаточно высокая стоимость - даже из магазинов обычного формата, более надежных в этом плане, уносят порой очень дорогую. С точки зрения возможности ближе ознакомиться с техникой нам представляется более привлекательным вариант, реализованный в нашем салоне "Цифровая техника", где оборудование можно попробовать в действии на демоместах".
Такую же точку зрения высказывает и коммерческий директор группы компаний "СиТиГруп" Александр Семенов: "Мы считаем, что для регионального рынка, в том числе для рынка крупных сибирских городов, оптимальными являются компьютерные магазины торговой площадью 150-200 кв. м. Именно этот формат позволяет наиболее удачно сочетать показатели рентабельности и высокий уровень обслуживания. К тому же формат супермаркета предполагает самообслуживание, что не совсем подходит для компьютерной техники - это довольно сложные товары, и их продажа, как правило, связана с предоставлением консультаций покупателям".
Своим мнением с "КС" поделился и управляющий торговой сети "Белый ветер" (одной из наиболее крупных сетей компьютерных супермаркетов в России) Павел Сосков: "Целесообразно открывать компьютерные супермаркеты в городах, население которых (за исключением городов-спутников) превышает 500 тыс. человек. В противном случае опасность нерентабельности проекта неоправданно высока. Свой первый супермаркет торговая сеть "Белый ветер" открыла в 1994 году. С введением системы самообслуживания продажи по отдельным категориям товаров возросли до 40%, в частности, это относится к компьютерным мелочам, расходным материалам, программным продуктам и играм.
Однако затраты на открытие супермаркета превышают затраты на открытие специализированного магазина в связи с большей площадью, необходимостью поддержания значительных товарных запасов для обеспечения правильной выкладки товаров в зонах самообслуживания. Также необходимо очень тщательно прорабатывать ассортимент и складские запасы в связи с быстрой сменой модельных рядов, развитием новых технологий и стремительным падением цен на устаревшие модели".