"Петротел-ЛУКОЙЛ": в новое столетие - с новым качеством

Соизмеряя свои усилия с историческими традициями и региональной ментальностью

На сегодняшний день "ЛУКОЙЛ-Даунстрим" в Румынии - это свыше 200 АЗС по всей территории страны, нефтеперерабатывающий завод в Плоешти, развитая инфраструктура снабжения, транспортировки и хранения нефтепродуктов. Это - почти 3 тыс. рабочих мест, достойная зарплата, стабильное поступление налогов в бюджет государства. Это, наконец, - социальная поддержка неимущих и спонсорская деятельность по отношению к общественно значимым акциям, реализация широкой программы экологической безопасности. Работая на рынках Румынии, Молдавии, Венгрии, а теперь и Украины, компания сориентирована на высокое качество всей палитры оказываемых услуг, и в конечном счете - на оптимизацию прибыли своих акционеров.

- Лиха беда начало

Реализуя стратегию развития "ЛУКОЙЛа" на румынском рынке, компания концентрирует свои усилия на двух взаимосвязанных направлениях - производстве конкурентоспособной, экологически безопасной продукции и продаже ее через собственную дистрибьюторскую сеть.

Приватизируя в 1998 г. в Плоешти НПЗ "Петротел" - старейшее румынское предприятие со 100-летними традициями нефтепереработки, - компания уже тогда заявила о намерении превратить его в современное, высокоэффективное производство, нацеленное на первом этапе на выпуск горючего типов "Евро-3" и "Евро-4" (в соответствии с нормами ЕС и местным законодательством). Задача эта оказалась весьма непростой: технологически изношенный, "задавленный" долгами и штрафами НПЗ не просто стоял, он фактически находился в состоянии банкротства. Мне вспоминается одно из первых впечатлений от посещения завода - бездействующие, проржавевшие установки, заросшая буйной травой территория, редкие толпы месяцами не получавших зарплаты людей, возле заводоуправления... И все это на предприятии, где когда-то работали несколько тысяч человек, а перерабатывающие мощности составляли почти 5 млн. т нефти в год! Еще тревожнее обстояло дело с экологией - объем выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду в десятки, если не в сотни раз, превышал установленные нормы.

Естественно, в подобных условиях приход "ЛУКОЙЛа" - первого стратегического инвестора в румынскую "нефтянку" , выдвинувшего напряженную, но вполне реалистичную программу выхода из кризиса, - был воспринят как своего рода спасательный круг. И не только на заводе, но и среди нефтяного сообщества Румынии. Принципиальная позиция "ЛУКОЙЛа" - согласовывать любой крупный проект с интересами страны и региона - неоднократно обсуждалась президентом российской компании Вагитом Алекперовым с высшим политическим руководством страны и встретила поддержку с его стороны. Немаловажную роль сыграло и то обстоятельство, что компания как один из крупнейших нефтепроизводителей России гарантировала стабильные поставки сырья на НПЗ.

...И процесс пошел. Инвестируемые средства направлялись на повышение глубины переработки нефти, на технологическое обновление производственных процессов, автоматизацию систем управления и контроля и, не в последнюю очередь, на улучшение экологических параметров всего производства. Конечно, как и во всех масштабных начинаниях, наблюдались определенные проблемы с финансированием, заказами оборудования, проектированием работ, поставками и т.д. На монтаже и наладке пусковых установок трудились десятки специалистов из Перми, Волгограда и с других НПЗ компании, румынские проектировщики и инженеры. Потому-то и пуск завода как бы вылился в общий праздник: для нефтяников Плоешти, не одно поколение которых проработало на заводе, это были новые рабочие места, стабильная и своевременно выплачиваемая зарплата; для компании, превратившей НПЗ в одно из современных и конкурентоспособных предприятий Румынии и Центральной Европы, - важный шаг в развитии регионального бизнеса. Плюс, конечно же, на все это наложила свой отпечаток и история - как никак, а "Петротел" отмечает свой 100-летний юбилей и за подернутым дымкой десятилетий "жизненным путем" завода-ветерана ныне четко просматриваются новые горизонты его развития. Оглядываясь сейчас на события почти шестилетней давности, можно сказать с гордостью: российская сторона, выполняя взятые на себя обязательства, преодолевая все трудности и невзгоды реставрационного процесса, все-таки обеспечила возвращение в строй действующих объектов Румынии одного из ее крупнейших и старейших НПЗ.

- Соразмеряя количество с качеством

Одновременно с реконструкцией завода в Румынии шло становление и развитие и ООО "ЛУКОЙЛ-Даунсгрим" - с 20 АЗС в 2001 г. до 200 к концу 2003 г. и прогнозируемых 300 - к 2005-му. Причем уже сегодня доля компании на румынском рынке нефтепродуктов, по самым скромным расчетам, составляет около 15%. И дело здесь не только в рутинной погоне за количеством. Отнюдь. Построенные заправочные комплексы соответствуют не только стандартам самой компании, а также актуальным экологическим требованиям, но и отвечают самым современным нормам в вопросах реализации различного типа нефтепродуктов, предоставления клиентам всевозможных услуг типа поп fuel.

По предварительным данным, объем продаж составил в 2003 г. 415,8 млн. долларов, тогда же впервые была получена и первая прибыль - около 2 млн. - сумма, правда, относительно небольшая. Но она одновременно свидетельствует и о значительных капиталовложениях компании в развитие технологической инфраструктуры: их общий объем составил порядка 335,2 млн. долларов; размер налогов и сборов, выплаченных в румынский бюджет, только в 2003 г. достиг 140 млн..

Важным этапом деятельности "ЛУКОЙЛа" в Румынии стало продвижение на румынский рынок фирменных моторных масел компании - причем на базе традиционных российских компонентов, что обеспечивает высокое качество всех смазочных материалов. С целью реализации данного направления на НПЗ был введен в эксплуатацию современный маслоблок производительностью 50 тыс. т в год. Быстро завоевав популярность в стране, лукойловские масла ныне успешно конкурируют с продукцией ведущих мировых фирм и на внешних рынках. С учетом уже достигнутых результатов вполне реальным представляется решение задачи по завоеванию примерно одной трети регионального рыночного сегмента среди автомобильных масел.

Уделяя постоянное внимание вопросу защиты окружающей среды, "ЛУКОЙЛ-Даунстрим" реализует обширную программу по контролю за качеством нефтепродуктов. На сегодняшний день компания располагает двумя стационарными и одной мобильной лабораториями, которые позволяют обеспечить постоянное наблюдение за качеством горючего от заводского терминала до бензобака машины клиента. К примеру, оснащенная самой современной аппаратурой мобильная лаборатория позволяет быстро, качественно и практически в любом месте провести комплексный анализ нефтепродуктов, установить его соответствие допустимым нормам выбросов в атмосферу выхлопных газов, предупредить возможное экологическое загрязнение окружающей среды. В 2004 г. компания намерена оснастить свои румынские АЗС еще четырьмя лабораториями - двумя стационарными и двумя мобильными.

Оптимизируя работу с клиентами, "ЛУКОЙЛ-Даунстрим" оснастил свою сбытовую сеть системой корпоративных топливных карт. Различные виды этой технологической новации представляют потребителям продукции компании ряд преимуществ - от гарантированных объемов продаж горючего разных видов до различных льгот по его оплате.

- С мыслью о будущем

Основное направление среднесрочной даунстримовской стратегии в Румынии - расширение присутствия компании в оптовом и розничном сегментах регионального рынка нефтепродуктов. Совместно с "Литаско" и другими дочерними структурами большого "ЛУКОЙЛа" ("ЛУКОЙЛ-Молдова" , "ЛУКОЙЛ-Венгрия" и "ЛУКОЙЛ-Украина") "ЛУКОЙЛ-Даунстрим" последовательно добивается сокращения издержек путем внедрения информационных технологий, а также систем управления качеством в соответствии с требованиями мировых стандартов, оптимизации логистики, в первую очередь, транспортных затрат, расширения сопутствующего бизнеса на АЗС.

В 2004 г. компания планирует довести объем своих инвестиций только на румынском рынке до 450 млн. долларов, обеспечив работой почти 5 тыс. человек. Главная цель для нас сегодня - не просто увеличение валовых объемов продаж, а организация эффективных схем нефтепереработки и реализации продукции, которые благодаря оптимальному соотношению "цена-качество" пользовались бы спросом на мировом рынке.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости