Дороги, которые нас выбирают

ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА

В начале июня территория перед зданием МАДИ на Ленинградском проспекте преобразилась до неузнаваемости, чем сразу обратила на себя внимание пешеходов и автомобилистов, регулярно следующих по одной из самых напряженных магистралей столицы. Такого обилия дорожной и автомобильной техники на этой площадке до той поры наблюдать никому еще не доводилось. Правда, нечто подобное устроили здесь ровно год назад, но масштабы той акции были неизмеримо скромнее. Нынче же оказалось столько ярких впечатлений, что можно не сомневаться: очередную выставку готовых институтских работ уже будут ждать.

В МАЛИ ожидания не обманут, здесь постановили проводить выставку ежегодно. Есть особая логика в том, что она каждый раз будет разворачиваться под открытым небом. Во-первых, автомобильной и дорожной технике место не в помещении, а как раз на улице. А во-вторых, рассказ об этой технике интересен и важен не только специалистам, но и тем самым пешеходам да автомобилистам, ведь в конечном итоге это им и предназначены работы вуза. Не случайно ежегодные выставки завершенных научных исследований решили назвать просто и емко: "Ученые МАДИ - Москве". Кстати, и выпускники этого вуза - практически полностью - востребованы в столице, до 95 процентов вчерашних студентов МАДИ работают на ее предприятиях.

Признаюсь, не удержалась, чтобы не спросить у ректора Московского автомобильно-дорожного института (государственный технический университет), члена-корреспондента РАН Вячеслава Приходько, как аукается вузу небезызвестная репутация отечественных дорог и автомобилей. В ответ Вячеслав Михайлович показал статистику приема: если еще пять лет назад на специальности, связанные со строительством дорог, конкурса почти не было, сегодня они необычайно популярны среди абитуриентов, а у выпускников не только нет проблем с трудоустройством, им уже на старте предлагают весьма и весьма приличную зарплату. "Это, на мой взгляд, чрезвычайно важный показатель состояния нашего общества", - говорит ректор, глубокоуверенный в том, что автомобили и дороги вытащат экономику страны.

Подобную точку зрения в МАДИ разделяют многие. Какими бы ни были сегодня наши дороги, считают здесь, их надо строить, и строить хорошо. Обслуживать, ремонтировать, качественно эксплуатировать. Вот этому и учат в вузе, без выпускников которого хозяйству мегаполиса никак не обойтись. Это их немалый вклад в том, что дороги столицы стали преображаться буквально на глазах. Выставка перед зданием МАДИ показала, кстати, как много интересных проектов, связанных с дорожным строительством, создано в этом вузе. Это и дорожные одежды, как специалисты называют покрытие дорог, и более эффективная их разметка, и новая строительная, уборочная техника, позволяющая прокладывать дороги быстрее, качественнее, уважительнее к окружающей среде... Пожалуй, если бы все эти вузовские разработки нашли более активный отклик, последовательное применение на практике, отечественные дороги уже в обозримом будущем перестали бы упоминаться в ироническом контексте. Так что МАДИ как раз упорно работает на улучшение их репутации. Что же касается автомобилей, на этот вопрос у вуза также есть четкий ответ. Здесь исходят из того, что нам с вами в конечном счете не важно, отечественная у нас машина или нет, главное, чтобы она была надежной, отвечала поставленным задачам, была доступна, удобна в эксплуатации. Вот это и должны обеспечить специалисты, которых готовит МАДИ. Здесь нередко напоминают студентам девиз одной всемирно известной автомобильной компании: задача не в том, чтобы создать лучший автомобиль, а в том, чтобы предложить такую систему сервисного обслуживания, которая создаст у потребителя ощущение максимальной надежности, максимального превосходства своей машины. Выходит, вуз вовсе не нацеливает выпускников на проектирование и выпуск отечественных автомобилей? А как же тогда выставочные машины с гордо красующейся на борту надписью "МАДИ"? "Наш вуз изначально создавался, чтобы готовить специалистов для обслуживания эксплуатационных предприятий, технология автомобильного производства - не наш профиль, - объясняет ректор. - Но было бы по меньшей мере странно, если в таком институте, как наш, не оказались энтузиасты, которые с увлечением занимаются конструированием автомобилей. Люди, способные строить новые машины, - блестящие мастера своего дела, это специалисты на вес золота. В стенах МАДИ они создают преимущественно спортивные автомобили, и это не просто хобби, а очень важная работа, позволяющая углублять научные исследования, находить нетрадиционные, оригинальные решения, более качественно обучать будущих инженеров.

Но это одна сторона дела, другая - разговоры о создании отечественного автомобиля на уровне лучших мировых образцов. Это ложный патриотизм, к которому я отношусь крайне негативно. Если будем следовать по этому пути, можем оказаться на задворках технического прогресса. Не стоит забывать о том, что для создания любой новой модели ведущие, давным-давно признанные автомобильные фирмы мира тратят миллиарды долларов, кладут годы на исследования, позволяющие предугадать развитие техники, дизайна. Попытка угнаться за ними - непродуктивная трата сил, средств и времени, куда полезнее сосредоточиться на том, в чем мы действительно сильны. Увы, это не конструирование автомобилей, тут потребитель давно уже сделал выбор. Наша задача - обеспечить ему качественный сервис, надежную эксплуатацию, грамотное обслуживание, а это может сделать только хорошо подготовленный инженер".

В это понятие вкладывается уже новое содержание, ведь по сложности технического оснащения, по "начинке" электроникой современный автомобиль сродни космическому кораблю. Как считают специалисты, сегодня три четверти затрат на производство транспортных средств идут на электронику. Машины с каждым днем становятся интеллектуальнее, и это выдвигает перед инженерами, обеспечивающими их эксплуатацию, все более сложные требования. Вот почему, говорит Вячеслав Приходько, в МАДИ открываются новые кафедры. Одна из них - кафедра транспортной телематики, она готовит уникальных специалистов, от которых зависит, в частности, рациональная система управления большими транспортными потоками. Недавно создана и кафедра логистики, она также тесно связана с информационными технологиями. На подготовку будущих специалистов, работающих с программным обеспечением автомобилей, перестраиваются и многие другие кафедры МАДИ.

Как убедила выставка научных достижений вуза, информационные технологии активно вторгаются также в работы, связанные со строительством, с эксплуатацией дорог, мостов, тоннелей, аэродромов. Это позволяет находить не только новые инженерные решения, но и обеспечить надежный контроль качества, ведь машине, в отличие от человека, не свойственно нарушать технологию... С помощью предложенной в МАДИ техники даже такая простая, с точки зрения обывателя, проблема, как разметка дорог, проводится уже не вручную, дедовским способом, а с помощью лазера, обеспечивающего максимальную точность. Новые технологии позволяют принципиально изменить и работу светофоров, добиться ее оптимизации. Для такого большого города, как Москва, это означает улучшение пропускной способности дорог, более бережное отношение к эксплуатационным возможностям машин, а главное - сокращение выбросов в атмосферу, сохранность окружающей среды...

И коль скоро мы вернулись к выставке научных работ МАДИ, хотела бы обратить внимание читателя еще на два проекта. Один из них - пока эксперимент, обещающий перевод транспортных средств на газовое топливо. В МАДИ не сомневаются, что будущее - за такими двигателями, недаром только за последние два года Германия тысячекратно увеличила инвестиции в эти разработки. В МАДИ же они пока идут, можно сказать, на одном энтузиазме: деньги, выделенные когда-то на эти цели правительством Москвы, давно исчерпаны, нового финансирования нет. Но, как говорит Вячеслав Приходько, институт пока сохраняет интерес к этой тематике, не расплескал научный потенциал, способный довести проект до успешного завершения.

Вторая работа, о которой хотелось бы упомянуть, уже готова к использованию. Кстати, этот проект, выполненный под руководством Вячеслава Приходько, с полным правом может считаться инновационным, недаром на выставке он вызвал повышенный интерес, и в институт посыпались заявки с просьбой продать передвижную ультразвуковую лабораторию по диагностике и ремонту топливной аппаратуры. В МАДИ вынуждены отвечать отказом:

- Как же мы можем ее продать, - говорит ректор, - если эта лаборатория у нас в единственном экземпляре, с ней работают аспиранты, научные сотрудники, мы смотрим, что можно изменить, усовершенствовать. Иное дело, если бы нашелся инвестор, который взялся бы тиражировать эту лабораторию...

Есть все основания полагать, что он бы не прогадал, ведь я увидела в МАДИ компактную, надежную, современную лабораторию на колесах, которая способна оперативно прибыть туда, где требуется "лечение" машины, и выполнить самую сложную задачу. Сегодня в стране немало небольших транспортных предприятий, которым не по карману собственная ремонтная аппаратура, стоит она довольно дорого. Для таких предприятий, да и для обычных водителей возможность вызова "скорой" для требующего ремонта транспорта - прекрасный выход из положения. Тем более если лаборатория на колесах оснащена уникальным оборудованием, умеющим и диагноз поставить, и качественно выполнить ремонт...

Любопытно, что нового привнесет в судьбу этой лаборатории год, который отделяет МАДИ до новой выставки его работ. Со временем к ним наверняка подключатся и эти молодые ребята, которые сегодня с волнением и надеждой впервые переступают порог приемной комиссии института. Что ж, как говорится, доживем до понедельника. До вступительных экзаменов. До нового учебного года. И до новой выставки на Ленинградском проспекте. Она обязательно будет в июне 2005-го, не пропустите.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости