Для одних долгожданная, а для других тревожная интеграция латвийской таможни в единое экономическое пространство ЕС свершилась. Несмотря на выходной день, 1 мая пресс-служба СГД выступила с докладом в духе: "...полет проходит нормально, все системы работают без сбоев. Стыковка состоялась!" В первую очередь этот отчет касался подключения к централизованным базам данных альянса. Крупных проколов, в отличие от эстонских коллег, действительно не было. Но и у нас не обошлось без организационных накладок и недоразумений.
На торжественное поднятие шлагбаумов теперь уже на внутренних рубежах ЕС (с Литвой и Эстонией) в историческую полночь отправилось руководство Главного таможенного управления (ГТУ) СГД ЛР и Министерства финансов во главе с Оскаром Спурдзиньшем. Не обошли вниманием и восточную границу, где радикальным образом изменится таможенный режим. Здесь, на внешнем "форпосте" Евросоюза, и будут собраны основные силы ГТУ.
Больше всего местных и брюссельских чиновников беспокоила совместимость и безотказность таможенных ИТ-систем, которым предстоит работать в режиме он-лайн с базами данных альянса. Тревоги развеяны. По сообщению пресс-службы ГТУ, и тарифная программа TARIC, и транзитная система NCTS функционируют как положено.
Мало того, наша готовность к информационной интеграции оценена Еврокомиссией выше, чем соседская. Эстонская таможня в первый же день столкнулась с крупной проблемой в работе NCTS - декларации на целый железнодорожный состав пришлось оформлять вручную. Неполадки, правда, пообещали устранить в кратчайшее время.
Справедливости ради стоит отметить: пока еще рано с полной уверенностью говорить о безупречной деятельности нашей таможенной службы в новых условиях. Как признает само ГТУ, нагрузка в первые дни, особенно 1 мая, невелика - поток транспорта и активность предпринимателей как на внутренних, так и на внешних границах достаточно низкая. Что неудивительно: в Латвии, Литве, Эстонии, России и Белоруссии - праздники и выходные.
На этом фоне ложку дегтя в бочку меда гордости ГТУ за проделанную работу добавила Ассоциация логистики и таможенных брокеров. По утверждению этой организации, накладок и недоразумений было предостаточно. Особенно на КПП в портах и аэропорту. Электронное декларирование в некоторых случаях оказалось бесполезным, так как правительство в последние дни апреля поспешно изменило порядок применения поручительства.