Концепция
ТРАГЕДИЯ, которая случилась в августе с двумя самолетам Ту, не должна повториться. Это понимают все - летчики, сотрудники аэропортов и государственные чиновники. Вопрос в том, как организовать их взаимодействие, чтобы ни один террорист, ни одна бомба никогда в будущем не попали на борт воздушного судна.
Безопасность стоит дорого, но человеческая жизнь еще дороже. Поэтому в нынешних условиях возрастания угрозы терактов аэропорты всего мира затрачивают значительные средства, чтобы гарантировать безопасность пассажиров и воздушных судов. В среднем около 10-15 процентов всех расходов аэропортов идут на обеспечение безопасности.
Существуют международные стандартные меры в этой области - всем известные рамки металлодетекторов, просвечивание багажа и обязательная проверка документов всех пассажиров. Практика показала, что ныне этих мер недостаточно. Службы безопасности ведущих аэропортов мира сегодня напряженно работают над усовершенствованием систем, которые включают в себя как технические и организационные аспекты, так и человеческий фактор. Последний особенно важен - такой вывод сделала возглавляемая министром транспорта РФ Игорем Левитиным Госкомиссия по расследованию причин катастроф пассажирских лайнеров. В рекомендациях Госкомиссии руководству страны в первую очередь предлагается укрепить систему подготовки работников служб авиационной безопасности.
То, что выучка личного состава является главной защитой от чрезвычайных происшествий, было отмечено на состоявшемся 29 сентября в международном аэропорту Шереметьево координационном совещании, на котором руководители аэропорта и работающих на его территории подразделений МВД, пограничной и таможенной служб, представители других организаций рассмотрели концепцию совершенствования системы безопасности в аэропорту. Любая техника бессильна, если ею пользуются безответственные люди. Но без техники сегодня даже самый дисциплинированный сотрудник не сможет гарантированно преградить путь террору в воздухе.
Последние три года в Шереметьево осуществляется программа технического перевооружения в области авиационной безопасности. В этом году продолжается работа по установке новой цифровой системы видеонаблюдения по всему периметру аэропорта, которая позволяет одновременно контролировать автостоянки, привокзальные площади, входы и выходы из терминалов, их внутреннее пространство. Уже сегодня, прежде чем попасть в здание аэропорта, все проходят через рамки металлодетекторов. Психологи утверждают, что даже такая простая, в общем, мера при хорошей подготовке личного состава помогает с высокой вероятностью выявить людей, находящихся в состоянии повышенной нервозности.
Второй по важности мерой министр Игорь Левитин считает создание информационной базы, которая будет передавать в аэропорт сведения обо всех пассажирах, купивших билет. Внедрение именно такой меры стало основой принципиально новой концепции совершенствования системы контроля и безопасности в Шереметьево, рассмотренной на сентябрьском совещании.
В скором будущем при покупке или бронировании билета для приезда в Россию сведения о пассажире будут сразу же поступать в информационно-логистический центр аэропорта и правоохранительным органам. По словам Игоря Левитина, "мы должны все знать о пассажире, когда он приходит на аэровокзал, железнодорожный вокзал или садится в автобус". Использование баз данных исключительно российскими правоохранительными органами гарантирует конфиденциальность всей информации о пассажире.
Шереметьево стало новатором в разработке перспективного направления в авиационной безопасности, в аэропорту планируется создание единого информационно-логистического центра. Однако его работа будет максимально эффективной только в том случае, если участниками системы предварительного информирования станут как авиакомпании - партнеры Шереметьево, так и другие аэропорты московского авиаузла, а затем и всей страны.
Очевидно также, что без направляющей руки государства и его деятельной помощи в скорейшем решении данного вопроса не обойтись. Шереметьево готово поделиться своим опытом и наработками со всеми, кто прямо или косвенно отвечает за безопасность пассажиров в воздухе. Руководство аэропорта уже представило для согласования в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта Обращение к руководству российских авиакомпаний с просьбой о предоставлении информации о пассажирах и грузах.
Ради того, чтобы трагедии в воздухе никогда более не повторялись, внедрение системы сбора информации о пассажирах, как важнейшей части общей системы безопасности, не должно вызывать у нас, пассажиров, нареканий. Тем более что, по словам заместителя генерального директора Шереметьево по безопасности Руслана Фадеева, ужесточение мер безопасности не должно быть связано с причинением неудобств. Более того, с внедрением технологии СПИ (система предварительного информирования) процесс прохождения линии регистрации ускорится, так как все данные о пассажире будут автоматически появляться на экране контролера.
После августовских терактов снизился поток туристов в Россию, экономические потери от этого зафиксированы статистикой. Но никто не знает, сколько страна потеряла от снижения деловых и имиджевых контактов, которые статистикой не фиксируются. Аэропорты - стратегически важные объекты, и не только во время войны. Их безопасность, безопасность авиапассажиров характеризуют общий уровень безопасности жизни в стране. Не исключено, что совместными усилиями правительства и администрации аэропорта Шереметьево, равно как и других российских аэропортов, новые эффективные меры борьбы с террором станут нормой деятельности всего российского авиационного комплекса.