Уложен последний рельс коридора "Север - Юг"
Сегодня Михаил Фрадков обсудит проблемы транспортной инфраструктуры Астраханской области, в том числе примет участие в открытии железнодорожной ветки от станции Яндыки до порта Оля. Несмотря на небольшую длину железнодорожной ветки (всего 49 километров), ее отсутствие было узким местом, не позволяющим увеличивать грузопотоки по международному транспортному коридору (МТК) "Север - Юг". Теперь же, имея полноценный коридор, Россия может отобрать значительную часть грузов у зарубежных конкурентов, перевозящих их морским путем по Суэцкому каналу. Доход России от такой переориентации составит не один миллиард долларов.
Идея создания МТК "Север - Юг" возникла еще в начале 90-х годов. Уже тогда ежегодный объем перевозок грузов по территории СССР в направлении Ирана составлял около двух миллионов тонн, а доходы - полутора миллиарда долларов. Однако после 1991 года в связи с неурегулированностью международно-правового статуса Каспия и нестабильностью на Кавказе транспортировка грузов по этому маршруту стала небезопасной и грузопоток сократился в несколько раз.
В конце 1999 года Россия вернулась к обсуждению проблем этого транзитного коридора с иранской и индийской сторонами. Межправительственное соглашение о международном транспортном коридоре "Север - Юг" между Россией, Индией и Ираном было подписано 12 сентября 2000 года. Спустя полтора года соглашение было ратифицировано Госдумой и подписано президентом. Сегодня будет объявлено о том, что Россия достроила свою часть МТК "Север - Юг", Премьер-министр Михаил Фрадков специально прилетел из Москвы, чтобы открыть железнодорожную ветку Яндыки - порт Оля (на Каспии это один из самых перспективных портов по перевалке международных грузов). Отсутствие подъездной ветки было узким местом МТК "Север - Юг" и не позволяло увеличивать грузовые и транзитные потоки из стран Ближнего Востока и Азии через Россию в Западную Европу. С появлнием новой ветки объемы перевалки грузов могут возрасти многократно и составить 8 млн. тонн, считают эксперты.
"Завершение строительства МТК "Север - Юг" сулит нашей стране многомиллиардную прибыль", - говорит начальник аналитического отдела ИК "Проспект" Наталья Одинцова. По мнению президента TransCare Владимира Ашуркова, "теперь дело за транспортными компаниями, которые будут работать на новом маршруте и повышать его конкурентоспособность". РЖД проект обошелся в 100 млн. долларов. Но в компании считают, что потратили деньги не зря. "Сегодня грузопотоки достаточно велики - тонны бумаги, целлюлозы, биоматериалов сейчас переправляют в обычных крытых вагонах до Астрахани, где им приходится несколько суток ждать отправки морем. Новый же путь позволяет обходиться без Суэцкого канала, совершая перевозку "от дверей до дверей", - объясняют свое решение по развитию МТК "Север - Юг" в компании. По сравнению с существующим маршрутом через Суэцкий канал транспортировка грузов по коридору "Север - Юг" уменьшит затраты на 15- 20%, а сроки доставки - на 15-20 суток, считают в Минтрансе.
По мнению аналитиков, сразу переориентировать грузы с Суэцкого канала на новый коридор РЖД будет нелегко. У МТК "Север - Юг" есть серьезные конкуренты - к примеру, довольно короткий транспортный коридор Европа - Кавказ - Азия (ТРАСЕКА), проходящий из Европы (Украина - Молдавия) через Кавказ (Грузия - Азербайджан) в Центральную Азию (Казахстан - Узбекистан) и далее в Китай. С 1993 года в программу ТРАСЕКА было вложено свыше 100 млн. евро, а в ближайшие два года только в проекты по Черному морю предполагается инвестировать 12-13 млн. евро. "Развитие коридора "Север - Юг" во многом зависит и от Ирана, который до сих пор не поддается на уговоры президента РЖД Геннадия Фадеева и не модернизирует свою железную дорогу", - говорит Владимир Ашурков. А по мнению Натальи Одинцовой, "РЖД еще предстоит поработать над логистикой перевозки грузов, чтобы привлечь иностранные компании. Сейчас они не всегда уверены в том, что их груз придет в срок. Кроме того, возить грузы по российским железным дорогам по-прежнему небезопасно", - считает эксперт.