Накануне вступления в ЕС страны Балтии стараются внедриться в различные общеевропейские проекты, чтобы получить щедрые инвестиции.
Министерство сообщений Латвии намерено принять участие в создании морской транспортной сети Евросоюза - Motorways of the sea. Самого проекта, правда, нет
- есть только идея, выделенная Еврокомиссией в число наиболее важных начинаний, софинансировать которое будет фонд Трансъевропейской транспортной сети (TEN-T).
Первыми о создании Motorways of the sea заговорили финны и шведы. Они не пытались объять необъятное - их инициатива касалась только обеспечения круглогодичной навигации в северных морях за счет увеличения ледокольного флота. Остальные страны - члены ЕС и государства-кандидаты, имеющие выход к морю, поддержали идею и расширили ее до неузнаваемости. Они включили в список задач развитие инфраструктуры портов, электронной системы логистики, а также мероприятия по обеспечению безопасности мореплавания и многое другое.
Начинание вполне соответствует интересам Евросоюза, задавшегося целью перераспределить значительную часть грузопотока с автомагистралей на железнодорожный и морской транспорт. В связи с этим проект оказался включенным в список из 29 других приоритетных проектов, претендующих на средства из TEN-T, а Еврокомиссия выделила его в число первоочередных, работа над которым должна начаться до 2006 года. В реализации идеи готова принять участие и Латвия.
Директор департамента инвестиций Министерства сообщений ЛР Андулис Жидков признался, что до сих пор не известно, какие проекты от Латвии будут поданы в рамках общего "морского дела". "Сейчас мы ждем, когда Еврокомиссия определит основные критерии для подготовки заявок, - сказал нашему корреспонденту г-н Жидков. - Сложность заключается в том, что согласно положению о Motorways of the sea в одиночку мы не сможем претендовать на получение софинансирования - только в связке с каким-то другим балтийским государством: Швецией или Германией, например".
Директор департамента обрисовал круг проектов, которые Латвия могла бы реализовать в рамках "Морских магистралей": углубление фарватеров в крупнейших латвийских гаванях, развитие инфраструктуры, связанной с организацией паромного сообщения, улучшение подъездных путей к портам. Однако помощь TEN-T не будет значительной - она составит не более 10 процентов от общей стоимости проекта. Несмотря на то, что в последнее время в Еврокомиссии идет дискуссия об увеличении лимита софинансирования до 30 процентов, положительное решение пока не принято.
Тем не менее Латвия готовится стать частью всеевропейской морской транспортной сети.