Чиновники принизили порт Санкт-Петербург, прогнозируя снижение его грузооборота

На совещании в рамках девятого Петербургского экономического форума был обнародован прогноз, согласно которому грузооборот Большого порта Санкт-Петербурга к 2015 г. уменьшится на 10% и составит всего 45,6 млн. тонн. Откуда у чиновников взялись такие цифры, понять можно. По плану, к 2015 г. должны начать работать новые портовые мощности на Балтике и в Мурманске. Однако, по мнению экспертов, обнародованные на форуме прогнозы весьма далеки от реальности. Рост перевалки грузов в питерском порту, конечно, ограничен подъездными путями и морским каналом, но падения грузооборота там не предвидится. Скорее в Санкт-Петербурге произойдет перераспределение грузопотока в сторону высокотехнологичных грузов (контейнерных, режимных, генеральных), а массовые (насыпные и наливные) грузы частично уйдут в другие порты. В результате через 10 лет порт Санкт-Петербурга будет переваливать порядка 100 млн. тонн. Большой порт Санкт-Петербург является вторым по величине портом страны (после Новороссийского морского торгового порта). По данным ФГУП "Росморпорт", в 2004 г. грузооборот Большого порта Санкт-Петербург вырос на 21,7% и составил 51,18 млн. тонн. Крупнейшей группой стивидорных компаний, работающей на территории Большого порта, является ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" (МПСПб). По итогам прошлого года Морским портом Санкт-Петербурга обработано 14,62 млн. тонн грузов, что на 19% больше, чем в 2003 г. Удельный вес группы в грузообороте Большого порта в 2004 г. составил 28,6%. Крупнейшим акционером МПСПб является датская компания Jysk Staalindustri, действующая в интересах ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат" (НЛМК). Кроме порта Санкт-Петербург в Ленинградской области действует порт Приморск, перевалка сырой нефти в котором возросла в 2,5 раза по сравнению с 2003 г. до 44,56 млн. тонн. В рамках Петербургского экономического форума состоялось совещание с участием губернатора Ленинградской области Валерия Сердюкова, министра экономического развития и торговли РФ Германа Грефа, министра транспорта и связи Игоря Левитина, министра природных ресурсов Юрия Трутнева и руководства компании "Усть-Луга". На совещании был обнародован прогноз, согласно которому грузооборот Большого порта Санкт-Петербурга в предстоящие 10 лет уменьшится более чем на 10% и в 2015 г. составит всего 45,6 млн. тонн. По мнению участников совещания, наиболее успешно в Ленинградской области будет развиваться порт Приморск, грузооборот которого (по железной дороге) в 2010 г. составит 11,5 млн. тонн, а в 2015 г. превысит 15 млн. тонн. В то же время грузооборот строящегося сейчас в регионе порта Усть-Луга в 2010 г. может достичь 17,5 млн. тонн, а в 2015 г. - 29 млн. тонн. С одной стороны, прогнозы чиновников понятны. "По плану, к 2015 г. должны заработать новые портовые мощности РФ на Балтике и в Мурманске, - сказал директор Агентства специальных исследований (Санкт-Петербург) Рубен Тертерян. - В первую очередь это порт Усть-Луга. Предполагается, что в 2007 г. он будет перерабатывать 4,5 млн. тонн грузов, а в 2009 г. - 7 млн. тонн". По словам эксперта, в связи с развитием Усть-Луги из Питера сначала начнет уходить металл, затем лес и в конце концов контейнеры. "Что касается Приморска, то у порта в Ленинградской области два потенциальных конкурента: строящиеся терминалы "ЛУКОЙЛа" в порту Высоцк и "Сургутнефтегаза" в бухте Батарейная, - отметил Рубен Тертерян. - Как только эти терминалы заработают на полную мощность, они могут перетянуть на себя порядка 15 млн т нефти. Кроме того, есть планы по строительству нефтетерминала в Мурманске". Но с другой стороны, для этих прогнозов нет никаких оснований. "Рост Большого порта Санкт-Петербурга на сегодня ограничен подъездными путями и морским каналом. Как следствие, ограничен и рост перевалки грузов в порту. Однако падения грузооборота там точно не предвидится, - сказал независимый транспортный эксперт Сергей Ащеулов. - Скорее всего, произойдет перераспределение грузопотока питерского порта в сторону высокотехнологичных грузов - контейнеров, режимных и генеральных грузов. Массовые (насыпные и наливные) грузы частично уйдут в другие порты. Насыпные - в Высоцк и Усть-Лугу, наливные - в Приморск и Усть-Лугу. Совершенно непонятно, почему чиновники решили, что Приморск снизит обороты. Не исключено, что они взяли для прогнозирования статистику двух-трехлетней давности". По мнению экспертов, в действительности через 10 лет ситуация будет выглядеть совсем иначе, чем об этом говорилось на международном экономическом форуме в Питере. "Уже в этом году грузооборот Большого порта Санкт-Петербург составит порядка 60 млн. тонн, а к 2015 г., скорее всего, увеличится до 100 млн. тонн. И, наверное, это только контейнерных грузов и нефтепродуктов, - сказал директор проектов информационно-аналитического агентства (ИАА) SeaNews Алексей Безбородов. - Порт Приморск станет переваливать до 65 млн. тонн нефти и нефтепродуктов, пока, возможно, не будет построена третья очередь Балтийской трубопроводной системы (БТС)". Такие оценки тем более реальны, что перспективы порта Усть-Луга до сих пор не ясны. "Чтобы что-то прогнозировать по этому порту, надо еще очень много работать. Пока там проведено только углубление дна, - отметил Алексей Безбородов. - Не исключено, что к 2015 г. Усть-Луга будет переваливать не более 3-4 млн. тонн грузов".

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости