Во вторник в Морском торговом порту докеры трех основных перегрузочных компаний начали бессрочную забастовку. На первом этапе она проходит в щадящем режиме: в сменах по 7,5 часа работа прекращается на один час, при рабочей смене более 11 часов – на полтора. Хотя остановки в работе по времени не столь велики, порт, город и рабочие несут огромные потери – Морской порт теряет грузы, бюджет города недополучает налоги, зарплата докеров сократилась более чем на четверть.
Как уже сообщали "Известия", администрация порта и профсоюз докеров не могут прийти к единому мнению относительно заключения нового коллективного договора. Срок прежнего истек 30 июня этого года. С окончанием действия договора администрация, нанятая новыми владельцами этих трех компаний, решила изменить в новом варианте договора несколько статей, профсоюз высказался против.
Спор ведется по трем основным пунктам. До сих пор один процент заработного фонда членов профсоюза перечислялся на счет профкома докеров "на социальные нужды", профком тратил их на покупку лекарств заболевшим, путевки, материальную помощь. Теперь администрация не хочет перечислять этот процент, а собирается выплачивать эти деньги вместе с зарплатой. Разногласия возникли также из-за суммы дополнительного страхования при получении травм и увечий. "Где вы видели, чтобы человеку платили с первого же дня после травмы по три тысячи рублей в день!" - восклицает исполнительный директор ОАО "Морской порт СПб" Борис Ослан. Однако умалчивает, что при этом оговаривается предельная сумма выплат – 300 тысяч рублей. Докеры с этим пределом не согласны, они считают, что компенсацию за увечье должен определять суд.
Еще одним проблемным пунктом стало положение об учете мнений профсоюза при сокращении или увольнении работников и нормировании фонда заработной платы. В прежнем коллективном договоре в этих случаях администрация обязана была согласовывать свои решения с профкомом, в новом варианте договора говорится лишь об учете мнений. Оплата труда докеров сдельно-премиальная, и более трети зарплаты они получают за перевыполнение норм.
Хотя до сих пор официальных переговоров с забастовщиками администрация не вела, и та и другая сторона вроде бы прилагают усилия, чтобы разногласия сгладить. Если учесть компромиссные варианты, разночтения получаются копеечными, однако противники "идут на принцип". Генеральный директор порта Сергей Челядин, говоря о профкоме, заявил: "Если разобраться, эти люди борются за власть". Докеры же считают, что их просто хотят урезать в правах.
СТРЕЛА: От забастовки пострадают все
До вчерашнего начала официальной забастовки уже два месяца (с момента окончания действия прежнего коллективного договора) докеры донимают администрацию "итальянской" забастовкой, то есть выполняют только положенную норму. В результате порт уже потерял 8 процентов грузопотока, а бюджет города недополучил за июль - август 25 миллионов рублей налогов. Потеряли и докеры: раньше их зарплата составляла около 25 тысяч рублей, а за выполненную норму (с учетом ночных смен, вредности и классности) они получают только 18 тысяч в месяц. Со вчерашнего дня – с началом забастовки – потери сторон резко возрастают. Администрация города, владеющая 25% акций ОАО, держится от проблемы в стороне. Представители комитета по управлению горимуществом заявляют, что не собираются вмешиваться "в этот чисто производственный конфликт".