Крупные грузовладельцы активно обзаводятся собственным транспортом. В прошлом году экспортеры из числа металлургических, пивоваренных и нефтяных компаний скупили 90% поступивших в продажу железнодорожных вагонов. С этого года экономить на фрахте решили импортеры фруктов, которые приступили к покупке торговых судов, сообщает "КоммерсантЪ". Эксперты рынка уверены: собственный флот позволит импортерам рефрижераторных грузов снизить свои затраты на их доставку и повысить надежность поставок товаров в сетевые магазины.
В конце минувшей недели стало известно о том, что один из крупнейших российских импортеров фруктов - петербургская компания Sunway, приобрел два рефрижераторных судна, King и Queen, 1980 года постройки. Вместимость каждого из судов 534 тыс. куб. футов (160 тыс. куб. м). Сумма сделки составила около $10 млн. "Мы действительно подписали меморандум о приобретении двух рефсудов, сейчас завершается юридическое оформление сделки", - подтверждает Денис Прокофьев, директор по PR компании Sunway. На сегодняшний день собственными судами владеют и другие крупные российские импортеры фруктов. Так, компания JFC, по данным Ъ, является собственником шести судов, компания "Балтфрут" владеет пятью судами для перевозки фруктов из Европы, Южной Америки и Африки. А самый крупный среди импортеров фруктов судовладелец на сегодняшний день - компания "Сорус", у которой более 10 судов. "Собственные суда помогают компании не зависеть от услуг перевозчиков и тарифов на аренду судна", - заявил Валерий Линецкий, президент ЗАО "Сорус".
Действительно, повышение тарифов на фрахт фруктового судна в "мертвый" сезон составляет всего $0,4 за куб. фут, а в зимний период, с октября по май, ставка тарифов вырастает на 20-25%. Таким образом, только в зимний сезон импортеры, имеющие собственный торговый флот, экономят на фрахте одного судна до $300 тыс. По словам руководства Sunway, за 2004 год зафрахтованные компанией суда совершили около 140 рейсов. "Если судно загружено работой и не простаивает на ремонте, то можно сэкономить только на фрахте до $1,5 млн. за сезон и окупить стоимость судна в течение пяти лет", - прогнозирует Вячеслав Першин, заместитель генерального директора компании "Балтфрут".
В целом за 2005 год российские компании купили 12 рефрижераторных судов, и, по прогнозу аналитиков, в дальнейшем импортеры будут наращивать парк собственного флота.
По экспертным оценкам, петербургский рынок перевозок рефрижераторных грузов в 2004 году составил около 3,2 млн. тонн и имеет тенденцию к росту на 10% в год в течение ближайших нескольких лет. При этом на долю петербургских импортеров фруктов приходится 40% всего российского оборота этих грузов, то есть примерно 1,2 млн. тонн. Существенный объем импорта заставил торговые компании задуматься над сокращением своих издержек на транспорт.