ТОЛЬКО НА ТРАССЕ ИНДИАНАПОЛИСА ГОНЩИКИ МЧАТСЯ 22 СЕКУНДЫ НА МАКСИМАЛЬНОЙ СКОРОСТИ 343 КМ/ЧАС
Старейший автодром мира в этом году принимает "Формулу-1" летом. Предыдущие четыре "Гран-при США" приходились на осень, небогатую в американских краях автогоночными событиями. Прошлой осенью в сюжет гонки вмешалась непогода, отчего интрига стала острее. Что интересного будет на этот раз?
"ШИЗОФРЕНИЧЕСКАЯ ТРАССА"
Именно так окрестил Индиана-полис технический директор "Рено" Пэт Симондс. Дело в том, что, с одной стороны, автодром включает отрезок, который гонщики проходят на максимальной скорости и держат педаль газа утопленной в пол в течение 22 секунд - дольше, чем на прочих трассах. С другой стороны, ту часть кольца, которая проложена на стадионе, иногда называют даже "дорожкой для Микки-Мауса", поскольку она изобилует хитрыми и крутыми поворотами. Отсюда следует, что при подготовке машин инженеры должны идти путем поиска сложных компромиссов, поскольку эти два отрезка трассы требуют диаметрально противоположных подходов к настройке аэродинамической оснастки. Тем интереснее задача, которую приходится решать, считает Симондс.
В нынешней конфигурации для гонок "Ф-1" эта трасса использовалась лишь четыре раза, хотя в свое время на классическом овале с 1950 по 1960 г. здесь состоялось одиннадцать "Гран-при". А вообще Инди считается самым старым в мире автоспортивным сооружением. Оно было построено еще в 1909 году, и первоначально поверхность гигантского овала с четырьмя профилированными 9-градусными виражами была выложена 3, 2 миллиона кирпичей. Оригинальное покрытие заменили асфальтом только в 1961 году, но автодром и по сей день называют "Старой кирпичницей".
СНОВА КОЗЫРЬ "ФЕРРАРИ" - ТЕХНИКА
Логично, что в этом году, на фоне разговоров о необходимости снижения безумных затрат, свойственных современной "Ф-1", рациональная наука логистика подсказала объединить "Гран-при Канады" и США в единый "пакет": при таком раскладе лишь экономия на авиационных перевозках исчисляется сотнями тысяч долларов. Но увы, этот вариант чреват нехорошими последствиями: лишь три недели назад на этом же автодроме прошла культовая гонка "Инди-500", а впереди еще несколько состязаний по местным автоспортивным дисциплинам, которые американская публика любит намного больше, нежели чуждую и малопонятную ей "Формулу-1". Поэтому можно предполагать, что билетов на нынешний "Гран-при США" будет продано меньше, чем в предыдущие сезоны. Тем более имя победителя гонки, увы, снова можно предсказывать почти со стопроцентной вероятностью: с 2000 года Михаэль Шумахер побеждал здесь дважды и один раз случайно уступил первую ступеньку подиума напарнику по "Феррари" Рубенсу Барикелло. Кстати, в прошлом году он стартовал здесь лишь с 7-й позиции, но все равно выиграл.
В этом же сезоне техническое и тактическое превосходство "Скудерии" носит столь явный характер, что единственная победа в "Гран-при Монако", доставшаяся не Михаэлю, а гонщику "Рено" Ярно Трулли, была воспринята чуть ли не как чудо. После Монако интерес к чемпионату возрос, поскольку все увидели, что и шестикратный чемпион мира может ошибаться, а среди его соперников есть гонщики, которые тоже способны побеждать. Но оснований рассчитывать, что в Индианаполисе произойдет нечто подобное, явно недостаточно. Надежность, которую демонстрируют машины "Феррари", удивляет еще больше, чем фантастические способности самого Шумахера-гонщика. А вот его соперников постоянно подводит техника: общим местом стали неудачи "Макларена", который только-только начинает выходить из кризиса, и новую многообещающую версию их машины мы увидим во время "Гран-при Франции" через пару недель. Но в Индианаполисе Кими Райкконен и Дэвид Култхард последний раз будут выступать все на том же многострадальном "Макларен МР 4/19". Из двух машин перспективной команды "БАР" уже третью гонку подряд до финиша доходит лишь одна: по какой-то загадочной причине горят моторы "Хонда" на автомобиле дерзкого японца Такумы Сато. Неделю назад во время канадского "Гран-при" из-за поломок приводных валов сошли оба "Рено", хотя и Ярно Трулли, и Фернандо Алонсо заслуженно считаются одними из постоянных претендентов на подиум или как минимум на очки.
ТРИБУНЫ БУДУТ БОЛЕТЬ ЗА МОНТОЙЮ
На ситуации с "Уильяме" стоит остановиться подробнее. В Канаде команду дисквалифицировали за то, что бело-синие машины не соответствовали техническому регламенту, хотя Ральф Шумахер весь уик-энд провел весьма убедительно, выиграв поулпозишн и уступив в гонке лишь старшему брату. Может быть, из-за этой обидной дисквалификации гонщики "Уильяме" стали злее и в Америке постараются произвести яркое впечатление, тем более что Хуан Пабло Монтойя является одним из местных героев: до перехода в "Формулу-1" он в 1999 году стал чемпионом американской серии CART, а в 2000-м выиграл "Инди-500". Но в "Гран-при США" ему не везет: например, в прошлом году он считался одним из претендентов на победу и к моменту американской гонки даже сохранял шансы на чемпионский титул. Но был оштрафован судьями за излишне грубый маневр по отношению к Барикелло, хотя всем, включая самого Рубенса, это наказание показалось чересчур суровым. "Может, теперь вам повезет и вы продемонстрируете все свои таланты? " - накануне "Гран-при США" задал вопрос Монтойе корреспондент газеты "Индианаполис Стар". "Не знаю", - пожал плечами колумбиец. Причем он искренне считает, что за рулем своей машины делает все возможное, и не согласен брать на себя даже часть вины за нынешние неудачи команды. И все-таки хочется думать, что Монти скромничает, когда столь неопределенно говорит о своих видах на Инди: ведь на трибунах будет полно его земляков, будут реять флаги родной Колумбии и, возможно, это станет для него неплохим стимулом.
Если проанализировать результаты первых восьми гонок сезона, можно прийти к выводу, что наиболее серьезную конкуренцию "Феррари" в Индианаполисе может составить команда, которая до сих пор здесь не блистала: речь идет о "БАР-Хонде". Эксперты полагают, что сегодня именно эти машины лучше многих подготовлены к борьбе на виражах "кирпичницы", поскольку для них характерно наиболее органичное сочетание скорости и управляемости. К тому же Дженсон Баттон и Такума Сато прогрессируют на глазах и в США могут преподнести неожиданный сюрприз, оказавшись на подиуме вдвоем. Если, конечно, повезет.
***
СВОБОДНАЯ ПРАКТИКА
"Гран-При США". Индианаполис. 18 июня. Результаты первой свободной тренировки
1. Барикелло(Феррари) - 1.11, 354.
2. М. Шумахер (Феррари)- 1.11, 619.
3. Дэвидсон (БАР-Хонда) - 1.11, 693.
4. Монтойя (Уильяме-БМВ) - 1.12, 008.
5. Зонта (Тойота)-1.12, 366.
6. Вирдхейм (Ягуар-Косуорт) - 1.12, 424.
Графические материалы:
ГРАН-ПРИ США. Индианаполис
Материал доступен в бумажной версии издания
ФОТО АП