КУДА ВЕДЕТ "ДОРОЖНАЯ КАРТА"

Особое место в экономическом сотрудничестве России и Евросоюза отводится транспортной составляющей. Через нашу страну в силу ее географического положения проходит наиболее удобный и безопасный на данное время маршрут Европа - Азия.

10 мая в Москве прошел 15-й саммит Россия - ЕС. На форуме были одобрены "дорожные карты" по формированию четырех общих пространств сотрудничества

Практической реализацией идеи построения Европы без разделительных линий, которую выдвинул Президент РФ Владимир Путин на саммите в Санкт-Петербурге в 2003 году, станет следование "дорожным картам". Как заявил на итоговой пресс-конференции Президент РФ, это "создаст условия для свободного общения между людьми", "расширит возможности сотрудничества".

Работа над "картами" шла непросто до последнего дня. Это признал Владимир Путин на вечере в Москве в честь Дня Европы. "Моментами мне казалось, что европейские коллеги доведут некоторых наших министров до инфаркта, - пошутил российский Президент. И уже серьезно подытожил: - Нам еще стоит поучиться у европейских коллег отстаивать свою позицию".

Однако своего добилась и Россия. Если на предыдущем саммите 25 ноября 2004 года в Гааге "атлас дорожных карт" по четырем общим пространствам не был утвержден из-за нежелания европейцев идти на "пакетную сделку" по этим вопросам, то сейчас глава Еврокомиссии Жозе Баррозу фактически признал, что именно пакетный подход возобладал на московском саммите: "Мы построили не четыре пространства, мы построили одно общее пространство. Большое спасибо за это".

Первое из четырех - общее экономическое пространство - предусматривает развитие открытого рынка без барьеров для торговли и инвестиций. Россия и ЕС договорились, что оно будет охватывать такие сферы, как телекоммуникации, транспорт и энергетика, космос и охрана окружающей среды.

В настоящее время на долю ЕС приходится порядка 48,6 процента внешнеторгового оборота России. Вместе с тем абсолютное большинство российского экспорта составляют природные энергоносители и продукты их первичной переработки. В самом ЕС на долю России приходится 7,6 процента совокупного импорта и 4,4 процента совокупного экспорта. В целом Россия занимает пятое место среди торговых партнеров Евросоюза (после США, Швейцарии, Китая и Японии). Несмотря на то, что такая асимметрия в торговле уже сейчас становится заметным ограничителем двусторонних отношений, Россия объективно нуждается не столько в снижении общей доли ЕС во внешней торговле, сколько в диверсификации экспорта и развитии других направлений, в том числе и для традиционных товаров.

Особое место в экономическом сотрудничестве России и Евросоюза отводится транспортной составляющей. Через нашу страну в силу ее географического положения проходит наиболее удобный и безопасный на данное время маршрут Европа - Азия. Европейский союз стремится к усилению своего присутствия на российских транзитных магистралях, в первую очередь - воздушной. С этой целью Комиссия Евросоюза ведет борьбу за отмену выплат европейскими компаниями компенсационных платежей за пролеты по транссибирской авиамагистрали.

Отдельная тема - калининградский транзит. Европейцы на протяжении достаточно длительного периода отказывались признавать необходимость создания специальной или специализированной группы по торгово-экономическим, таможенным и иным вопросам Калининградской области. На предыдущем саммите в Гааге была признана правомерность российской позиции комплексного рассмотрения калининградской проблематики.

Однако и после того, как несколько лет назад были приняты документы по калининградскому транзиту, Россия сталкивается с очень серьезными проблемами, связанными с позицией литовской стороны и Евросоюза. За последние годы были зафиксированы многочисленные примеры и факты, когда вступление Литвы в ЕС привело к таким негативным последствиям, как резкое удорожание грузового транзита через эту страну, увеличение санитарных и ветеринарных пошлин, тарифов на страховые услуги для перевозчиков. Известно, что с 15 апреля Литва планировала новое повышение тарифов, которое сейчас временно отложено. С учетом этих планов суммарный рост литовских железнодорожных тарифов на калининградском направлении за нынешний год составит 41 процент.

В июне этого года будет открыта новая морская контейнерная транспортная линия Роттердам - Калининград - Санкт-Петербург. Этот новый морской путь может стать весомым аргументом российской стороны в переговорах по калининградскому транзиту. В результате функционирования этой линии значительно сократится зависимость Калининграда от таможенной политики Евросоюза. Будущая линия способна перевозить в год до 700 тысяч тонн грузов. Это в два раза больше, чем сегодня всеми транспортными путями вывозят калининградские предприятия в другие российские регионы. Время доставки грузов из Калининграда в Санкт-Петербург благодаря новой линии составит всего 3 суток, а до Москвы - не более 4-5 суток. Это значительно быстрее, чем транзит через литовскую территорию. Как показывают наши экспертные оценки, открытие нового транспортного коридора будет способствовать расширению товарооборота между Россией и Европой, поскольку конечный пункт линии - Роттердам является одним из крупнейших мировых транспортных узлов.

Второе пространство - общее пространство свободы, правосудия и безопасности - предполагает укрепление демократии, власти закона, судебной системы и свободы прессы. Сюда же входит сотрудничество в борьбе с терроризмом, коррупцией и оргпреступностью, упрощение визового режима, регулярные консультации по правам человека. Реализация этой "карты" позволит "содействовать человеческим контактам и поездкам между Россией и ЕС, обеспечить на законных основаниях облегченное пересечение границы и пребывание на территориях РФ и Евросоюза". Москва и Брюссель планируют "в краткосрочной перспективе завершить параллельно проходящие переговоры по соглашению об упрощении визовых процедур и соглашению по реадмиссии".

Определенным прорывом на этом направлении можно считать подписанные в двустороннем порядке договоры с Италией, Францией и Германией об упрощенной процедуре оформления виз для определенной категории лиц. Что же касается сроков подписания общего договора по визам и реадмиссии, то они не назывались.

Третья "дорожная карта" - по общему пространству внешней безопасности - подразумевает "создание благоприятных внешних условий для обеспечения безопасности и процветания в России и ЕС", взаимодействие в разрешении "замороженных конфликтов", в том числе в Приднестровье, Абхазии, Северной Осетии и Нагорном Карабахе. Сюда же относятся нераспространение ядерного оружия, совместные спасательные операции при природных катаклизмах, гуманитарная помощь.

Четвертое общее пространство - науки и образования - предполагает "активизацию связей и обменов в сфере образования и культуры, в том числе среди молодежи". Это направление, по которому стороны работали в наибольшем согласии и взаимопонимании. Хотя, если говорить о Болонском процессе - возможности студентов свободно передвигаться по университетам Европы, соответствии учебных программ и унификации дипломов, то в России, среди студенчества и преподавателей не сформировалось общее мнение.

На заключительной пресс-конференции незапланированное развитие получила тема подписания пограничных договоров с прибалтийскими республиками. Отвечая на вопрос эстонской журналистки, Президент РФ сказал, "мы готовы к подписанию соглашения по границе и с Эстонией, и с Латвией. Надеюсь, это не будет сопровождаться дурацкими по содержанию требованиями территориального характера". Президент выразил готовность как можно быстрее подписать договор о границе с Эстонией, "несмотря на то, что эстонское руководство приняло ошибочное, на мой взгляд, решение не приехать на 9 Мая в Москву", подчеркнул Президент. Ситуация по пограничной проблеме в отношениях России и Эстонии отличается от развития этого диалога России и Латвии. В частности, указал Путин, речь идет о попытках Латвии включить в договор вопрос о Пыталовском районе Псковской области. "Вы знаете, в результате распада Советского Союза Российская Федерация потеряла десятки тысяч своих исконных территорий. И что вы предлагаете сейчас - начать все делить сначала? Вернуть нам Крым? Давайте Клайпеду вернем нам тогда".

Жестко отреагировал, расставив все на свои места, Владимир Путин и на продолжающиеся требования стран Балтии извинений от России за оккупацию их территории Советским Союзом после 1945 года. "В 1989 году Съезд народных депутатов осудил пакт Риббентропа - Молотова. Это было дело Сталина и Гитлера. Мы считаем, что этот вопрос закрыт. Все. Возвращаться к этому больше не будем", - сказал Президент.

В завершение Президент РФ Владимир Путин поблагодарил руководство ЕС за высокую оценку вклада российского народа в Победу над нацизмом во время Второй мировой войны.

Путин сообщил, что председатель ЕС Жан-Клод Юнкер передал ему послание, в котором говорится: "Мы должны выразить особую благодарность русскому народу, без которого у нас не было бы ни свободы, ни солнца над головой".

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости