24 июня 1939 года состоялся первый пассажирский трансатлантический перелет по маршруту Нью-Йорк - Саутгемптон. Хуан Трипп, глава авиакомпании Pan American, чьи самолеты первыми перелетели через Атлантику, вошел в историю авиации как человек, который первым сформулировал основной закон трансконтинентальных перевозок - массовость.
Впервые самолет братьев Райт поднялся в небо в 1903 году. Для того чтобы путешествия на самолетах стали обычным делом, потребовалось всего около двадцати лет - совсем немного в исторической перспективе. В конце 1930-х речь пошла уже о перелетах пассажирских судов с континента на континент. Самолеты идеально подходили на роль основного транспортного средства между Европой и Америкой, поскольку были гораздо быстрее морского транспорта и безопаснее дирижаблей.
Первой компанией, осуществившей пассажирский рейс над Атлантикой, стала Pan American, основанная в 1927 году Хуаном Триппом. 24 июня 1939 года из Нью-Йорка в Саутгемптон полетел почтовый самолет, а через три дня и первый пассажирский. 19 туристов после 18 часов полета благополучно приземлились в Великобритании.
Эксперимент оказался очень удачным, а вот время для полноценного налаживания пассажирских рейсов - не самое лучшее: через два месяца началась вторая мировая война. Только после ее окончания Pan American возобновила регулярные трансконтинентальные рейсы. В 1945 году Хуан Трипп выдвинул революционный для своего времени лозунг: полеты на самолетах будут приносить доход, если будут доступны широким массам. В то время летать на самолетах могли себе позволить только очень богатые люди. Самолеты вначале больше походили на летающие отели, чем на средства перевозки. Соответствующей была и цена: например, билеты на первый трансатлантический рейс Pan American обходились путешественникам в $375 ($4000 на сегодняшние деньги) в один конец.
Трипп ввел понятие "туристического класса", цены на который были ниже обычных более чем в два раза. Сенсационное предложение понравилось, как ни странно, не всем. Международная ассоциация авиатранспорта, которая жестко контролировала цены на авиабилеты, выступила против, а Великобритания даже закрыла для рейсов Pan American с пассажирами туристического класса свои аэропорты. Но Хуан Трипп был уверен в своей правоте и в том, что будущее за массовыми перевозками. Его самолеты садились в аэропортах Ирландии, а он продолжал пробивать идею массовых перевозок. К 1952 году он все-таки победил: ассоциация отступилась, и недорогой туристический класс утвердился на рейсах практически всех авиакомпаний.
Одержимый идеей удешевления билетов, в конце 1950-х Хуан Трипп пополнил парк Pan American огромными по тем временам самолетами, способными перевезти за раз 120 человек. В итоге дешевизна и объемы пассажиропотоков сделали Pan American крупнейшей мировой авиакомпанией.
В это время СССР и европейский альянс Англии и Франции сделали ставку не на вместительность, а на скорость. Американские компании, обычно ревниво относящиеся к появлению конкурентов, спокойно наблюдали за тем, как их европейские соперники выкинули $3 млрд на строительство Concorde. Их концепция массовых перелетов в конце концов победила: нерентабельный Concorde отправился в музей, а европейский Airbus совсем недавно представил двухпалубный А380, который способен за раз перевезти 555 пассажиров.
Однако история Pan American убедительно доказывает, что не стоит полагаться только на одну концепцию, даже если она и верна. В начале 1970-х Трапп закупил для компании большое количество гигантских Boeing 747, построенных специально по его заказу. Тут-то и разразился глобальный нефтяной кризис, взвинтивший цены на топливо. От этого удара Pan American так и не оправилась: в 1991 году некогда самую крупную авиакомпанию поглотила Delta Airlines.