Основные нормативные правовые акты, касающиеся деятельности аэропортов, в том числе использования федерального имущества, были сформированы к середине 90-х годов. Безусловно, они сыграли свою положительную роль в деятельности гражданской авиации.
Однако с того времени произошли значительные изменения в общем законодательстве, развились рыночные условия, реально действуют новые экономические и производственно-технологические отношения.
В этих условиях нормативная правовая база реально отстала от сложившихся и развивающихся гражданско-правовых и хозяйственных отношений, в т.ч. в сфере деятельности аэропортов.
Министерство транспорта РФ рассматривает вопросы законодательного и нормативного правового обеспечения не только в сфере государственного регулирования использования федерального имущества аэропортов, а в целом в сфере деятельности аэропортов и аэропортового обслуживания, поскольку эти вопросы взаимосвязаны.
В этой связи Министерство транспорта в своей работе обозначило четыре направления нормативного правового обеспечения и в каждом направлении имеющиеся проблемы, которые, как отмечалось, взаимосвязаны.
Первое направление создание юридических основ аэропортовой деятельности. В этом направлении необходимо:
-
определить и юридически закрепить статус аэропорта, как субъекта гражданско-правовых отношений, статус аэропортовой деятельности и аэропортовых услуг.
Например: Термин «аэропорт» в действующем Воздушном кодексе приведен и в последующем применяется как технологический термин, юридической значимости не имеет;
-
юридически закрепить кто может, от чьего имени и в рамках каких полномочий выступать в гражданско-правовых отношениях от имени аэропорта (от имени собственника или своего имени);
-
определить гражданско-правовые отношения хозяйствующих на территории аэропорта субъектов, оказывающих аэропортовые услуги или осуществляющих неавиационную деятельность;
-
юридически определить права, обязанности, ответственность в производственно-технологических отношениях хозяйствующих на территории аэропорта субъектов.
В этом направлении Министерство намерено вернуться к рассмотрению законопроекта, регулирующего деятельность аэропортов, в форме отдельного закона или в форме изменений в Воздушный кодекс.
Второе направление регулирование имущественных отношений и отношений к собственности.
-
на нормативно-правовом уровне разделить имущество аэропортов на имущество аэродромных комплексов, аэропортовое имущество для обеспечения авиационной деятельности и имущество для неавиационной деятельности;
-
определить имущество, относящееся исключительно к федеральной собственности, имущество, которое может находиться в собственности субъектов федерации или органов местного самоуправления;
-
определить имущество, подлежащее приватизации и неподлежащее приватизации.
Отдельными вопросами в этом направлении являются земельные отношения: условия землепользования, оплаты, землеотвода и резервирования под перспективное расширение.
В этом направлении начата работа над отменой нормативных правовых актов, относящих имущество воздушного транспорта исключительно к федеральной собственности. Предстоит значительная работа по внесению изменений в Воздушное, Гражданское, Налоговое и Земельное законодательство.
Третье направление - организация управления имуществом.
-
необходимо определиться, юридические лица какой формы собственности могут управлять имуществом:
-
государственные предприятия (федеральные, муниципальные),
-
частные компании,
-
государственно-частные компании;
-
-
в какой форме будет передаваться имущество:
-
в пользование,
-
по концессионному соглашению (закон «О концессионных соглашениях» прошел третье чтение в Государственной Думе),
-
в аренду.
-
-
порядок и условия передачи имущества:
-
из федеральной собственности в собственность субъекта федерации,
-
возмездность или безвозмездность передачи,
-
условия договора пользования, концессионного соглашения, аренды.
-
В этих вопросах нет однозначных мнений, и их решение на сегодняшний день реализовано стихийно, без нормативно-правовой базы.
При этом важно учитывать необходимость и условия развития имущества, а также сохранения единства аэропортовой сети в интересах обеспечения социально-экономического развития и безопасности страны.
Четвертое направление - регулирование деятельности аэропортов.
По нашему мнению применимы различные уровни регулирования:
-
на федеральном уровне,
-
на местном уровне,
-
корпоративное регулирование, например, через ассоциацию аэропортов или другие коллективные образования.
Общее направление сокращение излишнего централизованного регулирования и создание нормативно-правовых условий саморегулирования ;
-
сертификация и лицензирование;
-
вдумчивое сокращение видов лицензируемой деятельности и упорядочение объектов, требований, процедур сертификации (Государственной думой приняты изменения в закон о лицензировании, согласно которому исключены 4 вида лицензируемой деятельности в области гражданской авиации);
-
тарифно-экономическое регулирование:
-
переработка нормативных документов по формированию и утверждению сборов и тарифов за аэропортовое обслуживание (уже в этом году внесены 3 изменения в приказы Министерства 110 и 125 по регулированию ставок данные приказы требуют переработки),
-
учет и контроль использования средств, получаемых от регулируемых сборов, на развитие соответствующих услуг,
-
оказание государственной финансовой поддержки на содержание и развитие имущества аэропортов;
-
регулирование через общие нормативные требования к технологиям, процедурам, технической оснащенности аэропортов.
При этом необходимо стремиться к созданию равных условий доступа пользователей к услугам аэропорта, ценовой доступности аэропортового обслуживания, развитию неавиационной деятельности на территории аэропорта.
Данные и другие направления деятельности были рассмотрены на заседании «Круглого стола» 22 июня 2005 г., а на заседании Коллегии Министерства транспорта 28 июня 2005 был рассмотрен вопрос состояния нормативного правового обеспечения деятельности гражданской авиации, в том числе и деятельности аэропортов.
Аналогичные проблемы и пути их решения рассматриваются на региональных совещаниях и проводимых конференциях.
Министерство транспорта намерено, при широком участии и поддержке непосредственно аэропортов, их коллективных органов, субъектов федерации и местных органов, общественности ускорить решение накопившихся проблем и обеспечить развитие аэропортовой сети.