Командование ВВС России намерено потребовать компенсации за слежение за вьетнамским самолетом-нарушителем. Гражданские диспетчеры напомнили, что подобные недоразумения случались уже не раз. И разрешить их может только глобальная реформа организации воздушного движения в России.
В среду скандал с вьетнамским самолетом Boeing 777-200, который накануне был признан нарушителем российской границы, получил продолжение. Главком Военно-воздушных сил России генерал армии Владимир Михайлов напомнил, что документы на пролет самолета авиакомпании Vietnam Airlines не были оформлены должным образом, поэтому, когда пассажирский борт вошел в воздушное пространство России, он автоматически стал нарушителем госграницы. При этом, несмотря на приказ военных вывести борт за пределы России, гражданский сектор Единой системы организации воздушного движения (ЕС ОрВД) в Самаре дал воздушному судно "добро". Самолет-нарушитель благополучно добрался до Москвы и приземлился в аэропорту Домодедово.
"Мы понимали, что идет плановый полет без оформления документов", - объяснил Михайлов бездействие сил противовоздушной обороны страны в отношении нарушителя госграницы. Тем не менее три зенитно-ракетных дивизиона и другие подразделения из состава сил Уральской и Московской зон ПВО были приведены в готовность: несколько радиотехнических бригад устойчиво сопровождали Boeing с момента его подхода к границе России и до посадки в аэропорту Домодедово. Два самолета ПВО готовились к взлету и уничтожению воздушной цели: их экипажи находились в пилотских кабинах, а сами истребители с работающими двигателями - на открытых стоянках. Это привело "к неоправданному расходованию государственных средств", подчеркнул Михайлов.
По словам главкома, затраты ВВС России по инциденту с вьетнамским самолетом составили 120 тысяч рублей. И счет за расходы командование ВВС планирует предъявить виновнику инцидента.
Подобные недоразумения с самолетами Vietnam Airlines случались уже дважды - 26 июня и 4 июля 2005 года. "И оба раза гражданским и военным диспетчерам удавалось их разрешить", - сообщили "Газете.Ru" в пресс-службе Минтранса.
К моменту, когда самолет наконец признали нарушителем, он был в воздухе уже более семи часов, и на борту оставалось мало топлива. "Поэтому, учитывая регулярность рейса и опознанность самолета, гражданские диспетчеры дали команду на пролет воздушного судна до аэродрома назначения", - пояснили в Минтрансе, подчеркнув, что "решение принималось, в первую очередь, в интересах безопасности полета". К тому же "на данный рейс имелось разрешение авиационных властей России", отметили в пресс-службе.
Главком также заявил, что "ежесуточно только по вине российских воздушных судов, не отвечающих на запрос по системе государственного радиолокационного опознавания, происходит от 70 до 100 случаев приведения дежурных сил и средств ПВО в высшие степени готовности". Главной причиной инцидента с вьетнамским самолетом и других нарушений Михайлов назвал отсутствие федерального органа, который бы регулировал и контролировал использование воздушного пространства страны. "Не случайно в течение длительного времени решается вопрос о создании федеральной аэронавигационной службы, - наконец сообщил он. - Мы постоянно выступаем за создание данного органа".
"В небе должен быть один хозяин", - заявил главком ВВС России.
"Будет единая служба, не будет рядом двух человек [военного и гражданского диспетчера], будет один, - цитирует слова Михайлова агентство "Интерфакс". - Служба несколько сократится, а качество работы улучшится".
Главком отметил, что документы по созданию такой структуры находятся на рассмотрении в правительстве. Правда, по данным "Газеты.Ru", лежат они там уже не один месяц, но решения по ним до сих пор нет: создание очередной управленческой структуры вызывает множество вопросов. Например, непонятно, как такой орган сможет улучшить работу на местах.
Сама по себе идея объединить управление воздушного пространства в одних руках перспективна, считают диспетчеры. Но для этого не обязательно создавать еще одно ведомство - можно, например, просто отдать небо гражданским.
Как пояснил "Газете.Ru" заместитель гендиректора института "Аэронавигация", диспетчер с 16-летнем стажем Наиль Шабаев, в международной практике это является нормой. "Диспетчер - один хозяин в своем секторе неба, вне зависимости от того, кто в нем летит, - пояснил он. - Правда, при этом небо принадлежит гражданским, а военным для их непосредственных нужд (полетов, учений) выделяются соответствующие эшелоны и коридоры. В России же все наоборот: мы являемся уникальной страной, в которой воздушное пространство принадлежит военному ведомству, а гражданским воздушным судам выделены определенные эшелоны и коридоры".
Пока небом в России управляют сразу две структуры: гражданские и военные диспетчеры. "Система отработана на протяжении нескольких десятков лет, - рассказал Шабаев. - После распада СССР учредили единую военно-гражданскую систему управления воздушным движением, но по сути дела почти ничего не изменилось. А всякие недоразумения на стыке взаимодействия гражданских и военных возникали частенько, но обычно их безболезненно разрешали". Так что, по мнению Шабаева, Федеральная аэронавигационная служба может оказаться не более чем очередной управленческой структурой. Проблемы же останутся.