Екатеринбургский аэропорт "Кольцово" попал в список 8 российских аэропортов, за которыми закреплен статус международных транспортно-логистических узлов-хабов. Однако руководитель уральского межрегионального управления воздушного транспорта Минтранса РФ Анатолий Телегин заявил в четверг в интервью корреспонденту АНН, что решение о присвоении Кольцово звания хаба может быть поспешным. Программу министерства "Развитие экспорта транспортных услуг России на 2006-2010 годы", согласно которой только за 8 российскими аэропортами из 69 закреплен статус международных транспортно-логистических узлов-хабов, обнародовал министр транспорта России Игорь Левитин. По планам Минтранса, в ближайшие годы эти аэропорты должны стать наиболее развитыми как по инфраструктуре, так и по количеству принимаемых рейсов.
Один из таких воздушных портов - екатеринбургский Кольцово. Руководство аэропорта совместно с его основными инвесторами давно подготовило и представило в Минтранс программу развития, которая, возможно, сыграла свою роль в присвоении Кольцово престижного статуса. Наш корреспондент побеседовала с руководителем уральского управления Анатолием Телегиным.
- Анатолий Александрович, что предполагает статус транспортно-логистического узла, хаба, для аэропорта?
- Прежде всего, большой объем перевозок и обширную географию полетов. Должна быть хорошо развита региональная авиация и комплекс предоставляемых логистических услуг. Отлаженное веерное расписание, благодаря которому пассажиру удобно делать пересадку именно в этом аэропорту. Аэропорт должен получить категорию, позволяющую принимать любые самолеты в любую погоду. Ну и, конечно, международный статус - это таможня, граница, санконтроль... По сути, только Шереметьево сейчас полностью отвечает всем этим требованиям.
- По-вашему, сколько вообще таких аэропортов необходимо России?
- Восемь - вполне достаточно. Не более одного хаба на федеральный округ. Раньше руководство каждого региона стремилось получить в свое владение хоть один международный аэропорт, вот и стало их сверх меры. Но ведь каждый такой порт - это госфинансирование, и понятно, что их количество нужно было сокращать.
- Кольцово заслужил статус хаба?
- Я думаю, решение министерства транспорта пойдет на пользу аэропорту - в том плане, что он получит деньги из федерального бюджета на замену светосигнализации и капремонт взлетных полос. Их давно уже пора починить - самая новая эксплуатируется уже 20 лет. Но превращение в хаб для екатеринбургского аэропорта сейчас не слишком актуально. Здесь нет развитой сети маршрутов, что касается региональной авиации - она практически неразвита. Нет, например, рейсов в Челябинск, Магнитогорск, Курган, Тюмень. Их нет, потому что населению невыгодно летать - дешевле доехать на машине. Авиауслуги спросом не пользуются.
- Но ведь объем перевозок в том же Кольцово растет с каждым годом?
- С 2000 года действительно эти показатели растут на 15-16% ежегодно. Но за текущий год в Кольцово уже отмечено падение пассажирских перевозок на 16%, грузоперевозок - на 32%. Это - следствие постоянного повышения тарифов. А все тарифы у нас в стране завязаны на ТЭК. Зарплаты не успевают за ростом цен, следовательно, снижается и востребованность авиаперевозок. За четыре года население исчерпало отложенный спрос, и платежеспособность пошла на убыль.
- И как с этим бороться?
- Развитие хаба зависит только от развития страны. Авиация не может развиваться отдельно от других отраслей деятельности, скажем, машиностроения, металлургии или того же ТЭК. И чтобы поднять спрос на авиаперевозки, нужно развивать общеэкономическую ситуацию в стране. Красивые - и действительно хорошие - программы рисовать можно, но для их воплощения нужно устранить существующие преграды. Один из тормозов - административная реформа, которая все никак не может кончиться. Реорганизовываться можно бесконечно.
- Кроме екатеринбургского, статус хабов получили три аэропорта Москвы, а также воздушные ворота Новосибирска, Красноярска, Хабаровска и Краснодара. Какой из региональных аэропортов больше подходит на эту роль?
- Среди региональных аэропортов настоящий транспортный узел, прежде всего географически, - Красноярск. Там принимается множество внутренних рейсов, он связан с аэропортами СНГ, и это перевалочная база для всего запада России. Повторюсь, объем транспортных потоков должен соответствовать статусу.