Вчера Ространснадзор обратился к правительству с предложением приостановить эксплуатацию “Ил-96-300”. Причина — имеющиеся неполадки в системе торможения колес. Пожалуй, обычные граждане не обратили бы особого внимания на эту информацию. Но… Президент России Владимир Путин летает именно на “Ил-96-300”.
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ФСНТ) Минтранса Александр Нерадько явно тянул со своим письмом до окончания МАКСа. Ведь на авиасалоне гордо красовался “Ил-96-300” с надписью “Cubana” на борту — самолет, построенный для Фиделя Кастро по заказу кубинского правительства (кубинский лидер, кстати, заказывал два таких самолета, и второй тоже готов, но на МАКСе не выставлялся).
Но настал понедельник — и вот те на. Выяснилось, что некоторые детали, используемые в системе торможения самолета, изготовлены с нарушением технических требований. Это, по сообщению руководителя ФСНТ, привело в августе к ряду инцидентов, которые и заставили Нерадько написать письмо с просьбой о приостановлении эксплуатации. Подробности инцидентов широкой публике не раскрывают.
— Раньше из-за подобных неисправностей никто снимать самолет с полосы не стал бы, — рассказал “МК” вице-президент Ассоциации летного состава России Николай Паршков. — Чиновники просто добились бы от производителей устранения неполадок.
Но в данной ситуации терпение Ространснадзора, похоже, лопнуло. Еще бы. Ведь дошло до того, что промышленники не только игнорировали указания чиновников, но даже “фальсифицировали технические документы” — именно так говорится в пресс-релизе Ространснадзора. Ясно лишь, что Воронежский авиазавод, производящий “Ил-96-300”, тут ни при чем — неполадки обнаружены у деталей, поставляемых в Воронеж одним из подмосковных предприятий.
Российские авиакомпании, где используют “Ил-96-300” (всего у частных авиакомпаний летают 13 таких самолетов), вчера отказались от их эксплуатации. Например, пришлось временно отменить все рейсы в Ханой, отдельные рейсы в Пекин, Сеул, Торонто, Вашингтон. Когда восстановится нормальный график, никто сказать не может. В ФСНТ вчера целый день проходили совещания по вопросу дальнейшей судьбы “Ил-96-300”. Единственное, в чем заверили там “МК”: самолет не будет допущен к полетам до появления окончательных результатов расследования и устранения неполадок.
Интересно, как будет обходиться без своего президентского “Ил-96-300” Владимир Путин? “Пересядет на стратегический бомбардировщик?” — шутят политики.
На самом деле в распоряжении главы государства несколько самолетов: помимо “Ил-96-300” это “Ил-62”, “Ту-154” и “Як-40”. Тип самолета, на котором президент совершает очередной вояж, зависит от расстояния и особенностей аэропорта, куда он будет садиться.
До недавних пор гарант пользовался “Ил-96-300”, доставшимся ему “в наследство” еще от Ельцина. В 2003 году на Воронежском авиастроительном объединении закончили работу над новым президентским бортом той же модификации. Но с новеньким самолетом не раз случались неприятности. Во время испытаний произошел помпаж одного из двигателей — его пришлось заменить. Прошлой осенью во время технической облетки по маршруту Москва—Рио-де-Жанейро—Москва с посадкой в Лиссабоне “Ил-96” не смог взлететь — по одной из версий, в воздухозаборник двигателя попал голубь. Последний инцидент — этим летом — произошел во время визита ВВП в Финляндию: из-за технической неисправности возвращаться Путину пришлось резервным бортом.
Между тем гендиректор авиационного комплекса им. Ильюшина Виктор Ливанов вчера пояснил: в заключении спецкомиссии под руководством г-на Нерадько, которая расследовала “финский инцидент”, говорится, что “причиной отказа тормозной системы явилось некачественное изготовление одного комплекта агрегата на Балашихинском литейно-механическом заводе”.
За комментариями по поводу путинского авиапарка мы обратились в Государственную транспортную компанию “Россия” Управления делами Президента РФ. Но там от общения с журналистом отказались, сославшись на закрытость информации.
Вадим АМПЕЛОНСКИЙ
Московский Комсомолец от 23.08.2005