Узлы и спицы

Российские авиационные власти выбрали путь развития сети отечественных аэропортов. Зачатки существующей сегодня в России схемы point-to-point будут преобразованы в принятую в большинстве европейских стран звездообразную систему hub-and-spoke. Таким образом, все передовые технологии и инвестиции будут сконцентрированы на десятке ведущих аэропортов страны, из которых будут выполняться и международные рейсы.

В мировой практике существуют две схемы развития аэропортового бизнеса в той или иной стране. Система point-to-point, которую можно увидеть на примере США, предполагает выполнение прямых перелетов между пунктом вылета и пунктом назначения. Европейским странам ближе схема hub-andspoke (дословно - узел и спица), которая заключается в том, что пассажир летит в пункт назначения не напрямую, а с пересадкой в узловом аэропорту. При этом расписание должно быть составлено так, чтобы пассажир мог как можно быстрее пересесть на состыкованный рейс. То есть аэропорты-хабы собирают пассажиропотоки из большого числа городов и перераспределяют их на состыкованные рейсы. В аэропорту-хабе также должна быть отработана специальная технология обслуживания пассажиров и обработки багажа, обеспечивающая как можно более высокий уровень обслуживания пассажиров.

На две эти системы опираются ведущие самолетостроительные компании при формировании линейки продуктов. Так, по мнению специалистов американского концерна Boeing, пассажиры все больше будут предпочитать прямые рейсы, поэтому авиакомпаниям понадобятся дальнемагистральные самолеты меньшей вместимости. Исходя из этой концепции, Boeing конструирует модель 787, способную перевозить от 200 до 300 человек на рекордные 16 тыс. км. Позицию Boeing можно считать оправданной: ведущие мировые авиакомпании уже заказали почти 200 новых машин, первая из которых, как ожидается, взлетит в 2006 году. Airbus ориентируется в большей степени на "звездообразную" схему и уже показал авиакомпаниям сверхвместимый двухэтажный A380, способный перевозить до 550 человек. До конца 2020 года Airbus рассчитывает продать до 1,5 тыс. гигантов. При этом европейский производитель не сбрасывает со счетов спрос на сверхдальние самолеты, поэтому в пику Boeing и его 787 модели создает конкурирующий самолет A350.

В России, где еще с советского времени остались элементы схемы point-to-point, решено преобразовать систему развития сети аэропортов, создав сеть хабов. По словам директора департамента структурного реформирования по проблемным вопросам управления федеральным имуществом аэродромов Александра Тихонова, до 2010 года будет построена национальная аэропортовая сеть, включающая в себя аэропортовые сети трех уровней: базовую (опорную), региональную и местного значения.

По словам и. о. главы Росавиации Александра Юрчика, содержание небольших международных аэропортов весьма затратно и интересует в большей степени региональных чиновников (подробнее об этом в интервью Юрчика "Бизнесу").

Роль узловых центров, которые будут созданы преимущественно в целях обслуживания пассажиров не только внутренних воздушных линий, но и международных и транзитных пассажиро- и грузопотоков, в концепции Министерства транспорта выделена следующим аэропортам: московским Внуково, Домодедово иШереметьево, а также Пулково (Санкт-Петербург), Кольцово (Екатеринбург), Толмачево (Новосибирск), Емельяново (Красноярск), Новый (Хабаровск), Курумоч (Самара) и Пашковский (Краснодар).

Еще пять аэропортов (калининградский Храброво, Кневичи во Владивостоке, а также аэропорты в Сочи, Минводах и Ростове-на-Дону) планируется оставить в списке международных. Остальные аэропорты должны обслуживать внутрироссийские перевозки грузов и пассажиров. И хотя авиационные власти говорят, что силового лишения международного статуса не будет, министр транспорта Игорь Левитин четко дал понять, что 70 международных аэропортов для России - слишком много. Международные аэропорты, по его мнению, должны располагаться на расстоянии 500 км друг от друга.

Будущим хабам обещаны деньги на развитие. Левитин в рамках Московского авиакосмического салона в Жуковском на прошлой неделе заявил, что около $2 млрд на модернизацию инфраструктуры выделено для аэропорта Шереметьево, а Внуково получит $500 млн на реконструкцию взлетно-посадочной полосы. До этого екатеринбургскому Кольцову было решено выделить 4,3 млрд рублей на реконструкцию.

"Хаб - это хорошая система, она действительно работает в некоторых регионах мира. Но для внедрения ее в России необходимо соблюдение целого ряда условий,- говорит директор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак.- В первую очередь нельзя забывать, что хаб- это не аэропорт как таковой, а транспортная система, включающая в себя аэропорт и авиакомпанию". Каждая из составляющих системы, по словам Рыбака, должна выполнять свои задачи. За аэропортом - обеспечение стыковок рейсов и обслуживание транзитных пассажиров. У авиакомпании должна быть разветвленная маршрутная сеть и особый тип расписания, позволяющий стыковать рейсы из различных точек.

Не у всех из назначенных хабами аэропортов есть базовый перевозчик, а если и есть, то его маршрутная сеть не позволяет работать по системе хаба. Больше всего в этом плане повезло Домодедову и Шереметьеву, в которых работают две ведущие авиакомпании страны - "Сибирь" и "Аэрофлот". У "Сибири" также есть развитая сеть из новосибирского Толмачева, а у "КрасЭйр" и ее альянса - в Самаре и Красноярске. Во Внукове базовой авиакомпанией считают "Атлант-Союз", но пока на роль партнера по созданию хаба больше подходит сургутская "ЮТэйр". В екатеринбургском Кольцове базируются "Уральские авиалинии", но их основной бизнес - чартерные перевозки и рейсы из Екатеринбурга в Москву. Рыбак считает, что если у назначенных аэропортов не появится мощный перевозчик, то настоящей системы hub-and-spoke в России не получится.

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости