Есть конкуренты на всех маршрутах

Нестабильная ситуация с ценой на нефть и авиатопливо вынуждает авиакомпании оптимизировать свои структуры и сокращать издержки. Изменив в прошлом году модель управления "Сибирью", ее руководство решило не останавливаться на достигнутом - в ближайшее время планируется объединить два филиала - Северный и Западно-Сибирский. О работе обновленной структуры авиакомпании и планах ее дальнейшего развития в интервью корреспонденту "КС" Оксане Сницарь рассказали и. о. директора Западно-Сибирского регионального филиала авиакомпании "Сибирь" Вячеслав Новиков и руководитель Северного регионального филиала Сергей Степанищев.

- В прошлом году руководство авиакомпании "Сибирь" решило оптимизировать систему управления компанией. Одна из целей этой программы - сократить издержки. Что было сделано в этом плане в Западно-Сибирском филиале "Сибири"?

С. С.: - Проведена работа по передаче ряда бизнесов авиакомпании на аутсорсинг. Сегодня в компании сохранены в основном только те подразделения, которые имеют непосредственное отношение к выполнению полетов: летная служба, служба бортпроводников, инспекция безопасности полетов, представители в аэропортах и т.д. Все остальное - от технического обслуживания воздушных судов до продажи билетов - осуществляют другие организации, которые имеют соответствующие сертификаты и договора с компанией на оказание услуг. Ряд подобных учреждений создан на базе бывших подразделений "Сибири". Например, "Сибирь-Техник" образована как самостоятельное юридическое лицо на основе директората по техническому обслуживанию авиакомпании. Сегодня эта фирма оперирует в аэропортах Толмачево и Домодедово, причем обслуживает не только воздушные суда "Сибири", но и других авиакомпаний.

Некоторые побочные функции отданы сторонним организациям. Например, тендер на уборку в салонах самолетов и в офисах авиакомпании выиграла московская компания "Ронова Клининг". Сейчас эта компания развивает свой бизнес и в Новосибирске.

В. Н.: - Предполагается, что в результате этих процессов численность персонала всей авиакомпании сократится с 5 до 3 тысяч человек Остальные перейдут на работу в новые организации, образованные на базе бывших подразделений "Сибири". В некоторых случаях в ходе развития компании сокращение части персонала неизбежно. Например, в связи с появлением в авиапарке "Сибири" воздушных судов нового поколения, на которых предполагается работа двух пилотов (вместо четырех, как было на отечественных самолетах). Однако это необходимые меры, без которых авиакомпания не может успешно конкурировать на авиарынке.

- Что представляет собой структура "Сибири" сегодня?

В. Н.: - В условиях постоянного роста маршрутной сети компании нужна была новая схема управления. Сейчас в структуре предприятия работают 7 региональных филиалов: Северный, Западно-Сибирский, Дальневосточный, Южный, Центральный, Восточно-Сибирский и Московский.

Так как Западно-Сибирский региональный филиал компании является одним из самых больших, то было решено разделить функции управления филиалом. Я курирую все производственные вопросы, а Сергей Степанищев координирует коммерческую деятельность компании в Западной Сибири, одновременно оставаясь руководителем Северного регионального филиала.

- Планируется ли в дальнейшем оптимизировать структуру авиакомпании?

С. С.: - Конечно. Нынешняя структура не является застывшей. Ожидается, что в скором будущем Северный региональный филиал компании будет интегрирован в Западно-Сибирский, так как оба они находятся по большей части на территории одного федерального округа. Сегодня Северный региональный филиал контролирует выполнение рейсов "Сибири" из Норильска, Нового Уренгоя и Нижневартовска и организует работу офиса в Красноярске. Западно-Сибирский региональный филиал курирует работу компании в Новосибирске, Омске, Барнауле, Томске, Кемерове и Новокузнецке.

- Как вы оцениваете нынешние позиции "Сибири" на авиарынках Западной Сибири и Севера России?

С. С.: - С каждым годом на этих авиарынках появляется все больше участников. В последнее время активно осваивают Сибирский регион такие компании, как "Трансаэро", "Владивосток Авиа", "Аэрофлот"; выходит на новые для себя рынки "КрасЭйр". Сегодня у "Сибири" есть конкуренты на всех основных маршрутах. Конкуренция между авиаперевозчиками вышла на новый виток: теперь важно не просто зайти на рынок, но еще и привлечь пассажиров грамотной тарифной политикой, комфортабельными самолетами.

- Насколько успешно "Сибири" удается приходить на новые рынки? На что конкретно при этом делается ставка?

С. С.: - Например, в 2004 году мы открыли полеты из Кемерова и Барнаула в Москву на Airbus 310 - местные аэропорты прошли сертификацию на обслуживание этого типа воздушных судов. В Томск мы также планировали зайти на A310, но для этого необходимы серьезные инвестиции в местный аэропорт. За поддержкой мы обращались в администрацию Томской области, но пока вопрос находится в стадии переговоров. Поэтому, не имея возможности выйти на маршрут Томск - Москва с Airbus, до конца года мы планируем начать полеты из Томска на Boeing 737. Что касается северных регионов, то здесь спрос на авиаперевозки высок (зачастую из-за отсутствия альтернативы авиатранспорту), и это высокодоходные рынки для компаний. Но и уровень конкуренции здесь также очень высок.

- Принимает ли участие "Сибирь" в корпоративных программах ГМК "Норильский никель" и города Норильска?

С. С.: - Предприятия металлургической и газовой промышленности на Севере играют ключевую роль, чаще всего это градообразующие предприятия. Конечно, мы ведем работу по заключению договоров, активно участвуем в тендерах, которые проводят компании. Сейчас у нас нет корпоративного договора с "Норникелем", но есть договор о сотрудничестве с норильским аэропортом Алыкель (аффилированным с ГМК "Норникель"). Другое стратегическое направление - работа с местными властями. Например, заключен договор между "Сибирью" и администрацией Норильска на перевозку бюджетников. Такие договора обеспечивают массового и постоянного клиента.

- Весной этого года авиакомпания "Сибирь" планировала начать полеты по маршруту Красноярск - Норильск. Почему не удалось реализовать эти планы?

С. С.: - С предложением начать выполнение рейсов на маршруте Норильск-Красноярск к руководству "Сибири" обратились власти Норильска. Сегодня на этом направлении работают, главным образом, "КрасЭйр" и "Сибавиатранс" (компания, аффилированная с "КрасЭйр"). В обращении отмечалось, что норильских властей не удовлетворяет фактическая монополия на этом маршруте авиакомпании "КрасЭйр". Мы откликнулись на просьбу и получили соответствующую лицензию, однако аэропорт Красноярска Емельяново (входит в состав компании "КрасЭйр") заблокировал нам выдачу слотов на взлет и посадку. Свое решение красноярцы мотивировали ремонтом взлетно-посадочной полосы в Емельяново и отсутствием потребности в новом авиаперевозчике на маршруте Норильск - Красноярск. Однако мы от своих планов отказываться не намерены и будем стремиться урегулировать взаимоотношения с руководством "КрасЭйр". До конца года мы надеемся выйти на этот маршрут.

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости