Пресс-релиз министерства транспорта РФ

Через десять лет в России будет совершенно иная система авиаперевозок

Российскую систему аэропортов по выполняемым задачам можно разделить на две группы. Первая – это 63 федеральных аэропорта (16 процентов от общего количества). Однако именно они обеспечивают 80 процентов внутренних и 90 процентов воздушных международных перевозок. Вторая группа – примерно 330 аэропортов (84 процента), на которые приходится региональная часть перевозок. В перспективе каждая из этих групп, включенная в единую систему, будет решать свою часть задачи.

Что это за система? Аэропортовая (аэродромная) сеть ведущих стран мира развивается с учетом нового принципа построения маршрутных сетей - «hab and spoke» («звездообразная сеть»). Основу аэропортовой (аэродромной) сети составляют узловые аэропорты («хабы»). На наш взгляд, национальная аэропортовая сеть России должна состоять из «трех уровней»: базового (опорного), а также сети региональных и местных аэропортов. Опорные аэропорты будут расположены в крупных городах: в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Красноярске, Хабаровске, Самаре, Краснодаре и Калининграде. В федеральной собственности мы предлагаем сохранить порядка 3840 аэродромов в аэропортах федерального значения. Все остальные необходимо передать в собственность регионов, где, на наш взгляд наиболее эффективно будет обеспечено их использование и развитие.

Но тут нельзя забывать о том, что внутренняя сеть аэропортов должна быть «подключена» к мировой аэропортовой сети. Поэтому необходимо создать несколько высокотехнологичных пунктов внешнего доступа в страну: на базе аэропортов Московского авиаузла (Шереметьево, Домодедово, Внуково) и пять-шесть – на основных направлениях в региональных международных аэропортах. Чтобы выработать наиболее эффективную систему, была проведена огромная работа с привлечением как российских НИИ, так и авторитетных зарубежных организаций, таких, как TACIS. Предварительные результаты исследований указывают на Краснодар и Самару как на возможных кандидатов на роль южного пункта доступа, Новосибирск и Красноярск – центрального пункта, Хабаровск - восточного и Санкт-Петербург - северо-западного. Для образования более плотнойсети пунктов доступа можно наделить функциями центрального пункта еще и Екатеринбург.

Однако чтобы провести такую масштабную реформу, необходимо серьезно модернизировать аэродромное хозяйство. Сделать это за счет собственных средств, особенно, в крупных аэропортах, не представляется возможным. Основные фонды аэродромов значительно изношены, поэтому нужны большие инвестиции. До недавнего времени государство выделяло на реконструкцию аэродромов лишь 5-7 процентов от необходимой суммы. Однако сегодня активная позиция минтранса России и ФАВТа, а также понимание правительства позволили разработать и согласовать федеральные программы, в соответствии с которыми многократно увеличилось финансирование аэродромной инфраструктуры. Расходы на реализацию мероприятий откорректированной подпрограммы в 2005-2010 годах составляют более 492 млрд. рублей. На 2005 год в федеральном бюджете предусмотрено 6,16 млрд. рублей. В перечень строек для государственных нужд включены новые крупные объекты: реконструкция аэропорта Внуково (лимит года – 1 млрд.рублей), аэропорта Геленджик (500 млн.рублей), аэропорта Пулково (2,8 млрд. рублей). Планируется, что в 2006 году федеральный бюджет даст 810 млрд. рублей.

Вместе с тем, за счет средств частных инвесторов, региональных бюджетов были реконструированы аэровокзалы в Шереметьево, Екатеринбурге, Челябинске, Казани, Магнитогорске, Чите, Салехарде, Тюмени. Однако сегодня закон запрещает передачу предприятий и имущественных комплексов гражданской авиации регионального значения в собственность субъектов Российской Федерации. Это серьезно сдерживает деловую активность на местах, лишает аэропорты перспективных инвестиций. О том, что действующая законодательная норма не соответствует геополитическим и экономическим интересам государства, специалисты говорят уже давно. Мы надеемся, что скоро эти ограничения будут сняты — как уже сегодня решен вопрос с привлечением частного инвестора в объекты аэродромной инфраструктуры, не подлежащие приватизации. Этим летом, наконец, принят закон о концессиях, в соответствии с которым частный инвестор сможет выгодно вкладывать средства в такие объекты.

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости