Основная проблема российских авиакомпаний - это обновление самолетного парка. Проблема заключается в том, что, несмотря на все декларации, наши российские заводы выпускают крайне мало машин. Около 15 в год - все три завода (Ульяновск, Казань и Воронеж). А должны бы выпускаться сотнями или даже тысячами.
Естественно, что при таком темпе производства, российские самолеты очень сложно эксплуатировать, так как нет технического сопровождения этих самолетов: заводы по производству комплектующих не ставят запчасти на серийное производство. Ремонтировать потом самолеты очень сложно: машина, вышедшая из строя, иногда стоит по три месяца - ждет запчастей. Если это произошло летом, и если это самолет типа Ил-96, то убытки авиакомпании от простоя исчисляются миллионами долларов.
Решить проблему авиапарка можно было бы за счет покупки западных самолетов. Но их наше правительство обложило ввозными пошлинами в 20% и НДС 18%. Получается, что российская авиакомпания при покупке зарубежного самолета платит больше, нежели любая другая западная при покупке той же модели самолета. Это, можно сказать, прямое издевательство. Получается, что мы за самолет платим почти на 40% больше, чем он стоит.
Сервисное обслуживание зарубежных самолетов налажено по всему миру. То есть, если мы покупаем Аэробус, то мы делаем свою линейную станцию, обучаем техперсонал за рубежом, закупаем определенный набор запчастей в запас, и мелкие технические проблемы сможем решать сами.
Вторая проблема авиакомпаний - цена авиационного керосина. Тут творится полный беспредел. Условно говоря, в аэропорту "Кольцово" керосин стоит больше, чем, например, в Стамбуле или Париже. Причина проста: монополизм топливно-заправочного комплекса. Добавьте к этому нефтяников, которые облагаются немыслимым количеством налогов, и вынуждены из-за этого задирать и свои цены, и вы получите вторую комплексную проблему российских авиакомпаний.
Столкновение этих двух проблем напрямую сказывается на цене билета. 51% стоимости билетов для полетов в российских самолетах составляет топливные сборы (в зарубежных самолетах эта доля ниже - около 26% стоимости билета, потому что расход топлива в их самолетах гораздо ниже).
Проблему российского гражданского авиастроения можно решить. Я считаю, что просто нужно перестать соревноваться. Вся Европа делает один единственный самолет под названием Аэробус. И ни у кого болезненных амбиций не возникает. Кто-то делает крылья, кто-то - авионику, все распределено по странам. И есть сборочные заводы, куда стекается все оборудование, и из этого завода уже выходит новый самолет. И нам надо тоже строить самолеты в кооперации. Это называет процесс интеграции в мировую экономику. И студенту понятен этот процесс, а на деле получается то, что я описал выше.