Генеральная схема развития Мурманского узла будет утверждена до конца этого года. Об этом заявил глава Федерального агентства морского и речного транспорта Александр Давыденко.
Основная сложность при разработке генсхемы - невозможность правильно спрогнозировать объемы через Мурманск. "Мы не знаем, развивать нам восточный берег, где сегодня вся инфраструктура, или западный, куда нужно подвести железную дорогу - она будет строить колоссальных денег. Сегодня нет подтверждения грузопотоков через Мурманск", - сообщил А.Давыденко, добавив, что в перспективе Агентство рассматривает Мурманск как пункт транзита контейнеров.
"Сегодня контейнеры из Юго-Восточной Азии в Америку идут 20 тыс. миль по морю. Транзит через Мурманск сокращает путь в 2 раза: контейнеры с западного берега Америки попадают в Мурманск, а затем их везут на Восток по железной дороге". По словам главы Агентства, эта схема американцев очень заинтересовала, но есть две проблемы - конкурентная борьба с морскими перевозчиками и недостаточная пропускная способность железных дорог.
В год "Российские железные дороги" смогут перевезти 500 тыс. контейнеров, а в перспективе, когда будут построены подъездные пути к порту и второй путь на однопутных участках, эта цифра может увеличиться до 2 млн., в то время как по морю перевозится 5 млн.т. "Но даже если мы возьмем 500 тыс. контейнеров, все равно это хорошо", - считает А.Давыденко.
Для справки: из Юго-Восточной Азии и Китая в США ежегодно перевозится до 25 млн. TEU грузов. Расстояние между ЮВА или Китаем через Мурманск лишь на 10-15% короче, чем традиционным маршрутом через Тихий океан. Говорить о способности РФ принять через свои железные дороги хотя бы 1% этого потока или считать, что Мурманск раньше чем через 10 лет сможет справиться с подобной проблемой, будет с точки зрения морского специалиста неверно.