Укрепление позиций ОАО "РЖД" на рынке перевозок - стратегическая задача второго этапа реформирования железнодорожного транспорта страны. На первом этапе, по образному выражению президента компании Г.Фадеева, завершен нулевой цикл преобразований: созданы законодательная база и организационные формы ОАО "РЖД". Цель второго, который завершится в 2005 году, - выделение дочерних компаний многообразного назначения: это пассажирские перевозки дальнего следования и пригородного сообщения, специализированные грузовые перевозки, капитальный ремонт и производство путевой техники и другие. Их функционирование будет постепенно открываться для частных инвесторов благодаря продаже пакетов акций, что создаст предпосылки для развития конкуренции в различных секторах транспортного рынка.
Какова стратегия развития деловой активности компании на втором этапе реформы, каких показателей предстоит достичь? Об этом шла речь на пресс-конференции, которую провел президент компании Г.Фадеев в конце прошлой недели. Отчет о ней в изложении спецкора газеты В.Халина печатается ниже.
- Уже к концу второго этапа реформы, - отметил Геннадий Матвеевич Фадеев, - предстоит увеличить объем грузовых перевозок на 22,5 процента, пассажирских - на 8,4. При этом грузооборот превысит два триллиона тонно-километров, превзойдя показатели 1992 года. А к завершению третьего этапа, к 2010 году, - на 13 процентов возрастут скорости доставки; уровень отправок в точные сроки достигнет мирового критерия - 95 процентов. Для достижения указанных рубежей понадобится коренное обновление подвижного состава, активное вовлечение инвестиций в отечественное машиностроение. При создании новых локомотивов использован модульный принцип построения, микропроцессорные системы управления, комфортные, нового поколения кабины машиниста. Первые такие машины появятся уже в нынешнем году: грузовой тепловоз 2ТЭ70 мощностью 4000 л.с. выпустит ОАО "Коломенский завод", а ОАО "Новочеркасский электровозостроительный завод" - грузовой электровоз переменного тока 2ЭС5К мощностью 6400 киловатт.
Ориентир взят на отечественного производителя техники, на взаимодействие с местными властями. Начато привлечение активов с помощью механизмов лизинга. Только в текущем году планируется приобрести 80 локомотивов, шесть тысяч полувагонов, две тысячи фитинговых платформ, 580 пассажирских вагонов. Говоря о росте авторитета компании, ее глава привел такой пример. Руководство "Уралвагонзавола" высказало намерение включить свое предприятие в состав ОАО "РЖД". И это не единственное предложение. Учитывая огромный износ подвижного состава, компания разработала программу его оздоровления высокими темпами. Не исключено, что ОАО "РЖД" будет приобретать активы для управления машиностроительными предприятиями. Такое решение прорабатывается.
С десятками предприятий заключаются долгосрочные контракты на миллиарды рублей. Для машиностроителей это возможность расширять производство и осваивать выпуск принципиально новой продукции повышенного спроса. А для ОАО "РЖД" - потенциал обновления основных фондов и повышения эффективности работы.
- Наше партнерство с отечественными производителями развивается по нарастающей, - заявил Г.Фадеев. - К тому же все ощутимее поддержка губернаторов и полпредов президента в федеральных округах. И уже есть реальная отдача. О современных вагонах и локомотивах уже говорилось, а это еще и выпуск качественно новых колесных пар Выксунского комбината, высокоточное вагонное литье на чебоксарском "Промтракторе" и многое другое. Полагаю, у бизнеса есть реальный интерес к сотрудничеству, и мы всегда для него открыты.
Г.Фадеев как одну из приоритетных задач расценивает развитие сети и инфраструктуры железных дорог, что является главным активом компании на всех этапах реформы. Ширится процесс развития и модернизации существующих и строительства новых линий. В частности, согласно Транспортной стратегии России предусматривается создание ветки от Усть-Илимска до Богучанской ГЭС и затем от Енисейска до Белого Яра в Томской области с выходом на Сургут. Таким образом параллельно Транссибу сформируется новая магистраль. Эта разработка ученых Института комплексных транспортных проблем уже обсуждается.
Особое значение Совет директоров и правление ОАО "РЖД" придают также координации развития сети в комплексе с другими видами транспорта. Рассматриваются планы повышения потенциала российских портов на Черном и Каспийском морях, Балтике и Дальнем Востоке за счет строительства и модернизации железнодорожных подходов к ним. Резервы для этого есть. Их глава компании видит в оптимизации перевозочного процесса, внедрении инновационных технологий, в частности - контрейлерных и контейнерных перевозок. В перспективе они объединятся с морскими и автомобильными транспортными системами. Так, уже решено создать совместно с Дальневосточным морским пароходством компанию по перевозкам контейнеров. Готовится соглашение и с автомобилистами. Совместная работа начнется со второго полугодия, что позволит включиться в конкуренцию на международном рынке контейнерных доставок.
Навстречу запросам пассажиров
Большой интерес журналисткой аудитории на пресс-конференции вызвали проблемы пассажирского комплекса. Г.Фадеев сообщил, что в соответствии с планом мероприятий второго этапа реформы в мае нынешнего года предстоит обособить пассажирские перевозки в дальнем следовании сначала в федеральную пассажирскую дирекцию, а в IV квартале создать компанию - совершенно новое предприятие в составе ОАО "РЖД", функциональный филиал, объединяющий в единую структуру весь пассажирский комплекс сети в дальнем сообщении. Это будет, по сути, 18-я дорога, чисто пассажирская, с основными фондами около 100 млрд рублей и штатом из более чем 130 тысяч человек. В ее состав войдут около 60 дорожных и региональных дирекций, 51 депо на 26 тысяч пассажирских вагонов, более 300 вокзалов и другое имущество. И все это - на огромном пространстве от Калининграда до Сахалина. Для эффективного функционирования такого гиганта разрабатывается и внедряется информационно-управляющая технология на базе отраслевой системы "Экспресс-3". Показателем все более полного удовлетворения запросов пассажиров может служить такая новинка. Совместно с группой "ИстЛайн" отрабатывается современная технология организации питания в поездах. Теперь путники получат возможность заказать горячие обеды высокого качества. Уже сегодня в 17 поездах отправлением из Москвы поставляются такие блюда, приготовленные с применением модифицированной газовой среды.
В текущем году в рейсы выйдут 527 новых пассажирских вагонов. Все они оборудуются отечественными установками кондиционирования воздуха и экологически чистыми туалетными кабинами. Уже курсируют купейные вагоны с устройством для посадки инвалидов-колясочников. Все удобнее становится процедура приобретения билетов. Со второго полугодия желающие смогут делать это через Интернет, а на вокзалах - по кредитным картам.
Сразу же последовал вопрос: не подорожают ли проездные билеты? Нет, просто вводятся дифференцированные тарифы. В текущем году компания планирует внедрение нового прейскуранта 10-02-16, который в зависимости от уровня удобств предусматривает места люкс-, бизнес-, эконом-, второго и третьего классов. То есть любой человек сможет отправиться в путь безусловно. Степень комфортности путешествия зависит от его выбора и кошелька, конечно: все по запросам и возможностям каждого.
В пригородном сообщении нерешенной остается проблема убыточности. В прошлом году отрасль "наказана" почти на 27 млрд рублей. Курс в отрасли взят на ликвидацию перекрестного субсидирования пассажирских перевозок и создание пригородных компаний совместно с администрациями субъектов Федерации. Проблемы, разумеется, не из легких, но они обсуждаются, идет поиск взаимоприемлемых решений. Есть и положительный опыт сотрудничества с регионами. Скажем, пять лет назад на Западно-Сибирской дороге было создано ОАО "Экспресс-пригород". Его учредителями стали наряду с дорогой администрация Новосибирской области и мэрия областного центра. Практика показала правильность выбранного пути. Ведь, вовлекая местные власти в обеспечение пригородных перевозок, железнодорожники повышают их заинтересованность в финансовых результатах этого вида деятельности. Не случайно по примеру новосибирцев на той же дороге и на тех же условиях в прошлом году созданы и успешно работают еще три акционерных общества: "Омск-пригород", "Алтай-пригород" и "Кузбасс-пригород". Разработан и в нынешнем году будет осуществлен проект создания еще 28 пригородных компании, в том числе пять - на столичной магистрали.
В ряду мер, направленных на удовлетворение запросов пассажиров, Г.Фадеев отметил внедрение на Московской дороге новой технологам на скоростной транспортной системе Москва-Мытищи с использованием новейших электропоездов "Спутник". Первые результаты эксплуатации подтверждают возможность в короткие сроки вывести пригородные перевозки в безубыточную сферу деятельности. Только за половину февраля здесь перевезено около 200 тысяч пассажиров, выручка составила более трех миллионов рублей, объем продаж билетов на всем Ярославском направлении увеличился вдвое. Внедрение аналогичных технологий будет продолжено на участках Москва-Люберцы и Москва-Крюково, а также в Санкт-Петербургском железнодорожном узле.
В Московский же узел поступят 12 концептуальных электропоездов серии ЭМ2И, которые планируется пустить на участки с наиболее интенсивными пассажиропотоками от столицы до Тулы, Калуги, Орла, Владимира, Ростова Великого, Твери.
Как привлечь частный капитал?
Этот вопрос был задан Г.Фадееву в контексте разговора о роли государства и структур частного предпринимательства в инвестировании железнодорожного транспорта. Сейчас, заявил Г.Фадеев, развитие и повышение пропускных способностей существующих линий финансируется из средств ОАО "РЖД" и кредитных ресурсов. А вот строительство новых участков стальной колеи и крупных подъездных путей, имеющих государственное значение, будет вестись с привлечением инвестиций других предприятий. Примером совместного финансирования на взаимовыгодной основе может служить, например, реконструкция линии Коротчаево-Новый Уренгой.
Север Урала и Сибирь - регионы, где формируется значительная часть госбюджета, добывается подавляющая часть всей нефти и природного газа. Эти районы могут стать взаимовыгодным полигоном вложения государственного и частного капитала в развитие транспортной инфраструктуры. Здесь крайне важна достройка железнодорожных линий от Нового Уренгоя на Пангоды - Надым, а также до Ямбурга. ОАО "РЖД", отметил Г.Фадеев, рассчитывает на участие в проектах таких компаний, как "Газпром", ЛУКОЙЛ и других разработчиков месторождений. От некоторых уже поступили предложения о сотрудничестве.
Большие надежды возлагает руководство компании на поступление зарубежных инвестиций. Первой ласточкой явился меморандум "О взаимопонимании и сотрудничестве в области грузовых и пассажирских перевозок", подписанный в прошлом году ОАО "РЖД" и немецкими железными дорогами. Предполагается организация сквозных регулярных перевозок по международному транспортному коридору, связывающему Европу и страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Благодаря этому же меморандуму в декабре прошлого года возобновлено пассажирское сообщение между Калининградом и Берлином.
Совместно с немецкими железнодорожниками разрабатывается также проект организации курсирования туристического поезда "Тальго" с технологией автоматического изменения ширины колеи по маршруту Берлин-Калининград-Санкт-Петербург. Переводное устройство будет установлено на Калининградской железной дороге.
Новым шагом в развитии и повышении комфорта является ввод в эксплуатацию поездов, состоящих из вагонов на тележках с раздвижными колесными парами для перехода с отечественной на европейскую колею. Специалисты ОАО "РЖД" совместно с белорусскими и польскими коллегами работают над переоборудованием таких вагонов для фирменного состава "Полонез" Москва-Варшава.
Кроме того, в стадии согласования с иностранными железными дорогами находятся предложения ОАО "РЖД" об открытии новых беспересадочных маршрутов Саратов-Прага, Саратов-Будапешт, Калининград-Прага, а также из Москвы до Кельна, Франкфурта-на-Майне, Цюриха. Ведутся переговоры с китайской стороной о курсировании беспересадочных вагонов на участке Чита-Маньчжурия в фирменном поезде "Даурия".
На вопрос о превентивных мерах борьбы с террористами на транспорте Г.Фадеев ответил так. Для обеспечения безопасности объединены усилия МВД, ФСБ и ОАО "РЖД". Компанией направлены большие средства на закупку новой техники, которая способна выявлять взрывчатые вещества в местах больших скоплений людей. Железнодорожники ориентированы на постоянную бдительность и делают все возможное для предотвращения вылазок бандитов.
Не скажется ли негативно на втором этапе реформы переход МПС в подчинение Министерству транспорта в качестве Федерального агентства? На это Г.Фадеев твердо заявил: наоборот, ликвидация ведомственных барьеров между железнодорожной отраслью и автомобильной, морской, речной, авиационной только укрепит систему коммуникаций страны, как и предусмотрено Транспортной стратегией России. Все это положительно скажется на экономическом развитии страны, на ходе реформы железнодорожного транспорта. Она, к слову, получила высокую оценку на совместной сессии Организации экономического сотрудничества и развития и Европейской Конференции министров транспорта в Париже, где, в частности, отмечалось, что Россия по темпам реформирования сети железных дорог опережает преобразования на транспорте в других государствах Европы. Несмотря на серьезные перемены в жизнедеятельности российских железных дорог, сбоев в их работе не произошло. Наоборот, обеспечен рост объемов перевозок. По предварительным данным, за январь-февраль грузооборот на восемь процентов выше аналогичного периода прошлого года. Это вселяет уверенность в достижении стратегических целей - максимальной оптимизации перевозочного процесса, повышения качества услуг, а также финансовой устойчивости ОАО "РЖД" на транспортном рынке.
***
Ликвидация ведомственных барьеров между железнодорожной отраслью и автомобильной, морской, речной, авиационной только укрепит систему коммуникаций страны, как и предусмотрено Транспортной стратегией России.