"Независимая газета": ОСАГО может стать убыточным

Несмотря на то что сборы по обязательному автострахованию превышают выплаты, страховщики говорят о нарастающей убыточности. По данным Росстрахнадзора, в 2004 г. сумма страховых премий, собранных по ОСАГО, составила 49,2 млрд. рублей. Доля ОСАГО в общем страховом портфеле за год выросла с 6 до 10,4%. На начало 2005 г. было приобретено 39 158 тысяч полисов ОСАГО и урегулировано 960 тысяч страховых случаев. Однако высокими темпами растут и выплаты страховщиков. За прошлый год они составили 19, 2 млрд. рублей по урегулированным случаям и 2,5 млрд. рублей по неурегулированным. По данным Минфина, страховые выплаты по ОСАГО за I квартал 2005 г. перевалили за 8 млрд. рублей. Как сообщил на недавнем заседании правительства РФ замглавы Минфина С. Шаталов, выплаты за данный период по урегулированным страховым случаям составили 6 млрд. рублей, при этом по неурегулированным спорам выплаты превышают 2 млрд. рублей. Если соотнести эти цифры с объемом собранных премий, то очевидно, что растет убыточность этого вида страхования. За последний год у нескольких компаний, занимающихся ОСАГО, отозваны лицензии. А это создает проблемы для автовладельцев - клиентов компаний-банкротов, которые уже испытывают трудности с выплатами. Впрочем, мнения экспертов в оценке сегодняшней ситуации на страховом рынке расходятся. "Говорить о том, что ОСАГО является убыточным уже сегодня, несколько преждевременно, - считает заместитель директора Центра страхования автотранспорта РОСНО С. Абалакин. - Опыт зарубежных страховщиков, занимающихся ОСАГО, свидетельствует, что убыточность растет по мере развития ОСАГО и достигает пика примерно на 3-4-й год". Правда, он тут же добавляет, что статистика ОСАГО в России говорит о нарастающей убыточности этого вида страхования: убыточность за 2003 г. составила 46,06%, за 2004 г. - 62,36%, рост выплаты по ОСАГО в I квартале 2005 г. вырос на 100,1%. "Уже ясно, что ОСАГО убыточно в отдельных регионах и по отдельным группам страхователей, - считает С. Бегров, заместитель генерального директора "РЕСО-Гарантия", курирующий вопросы ОСАГО. - Небольшие компании, которые работали на узком портфеле, действительно терпят убытки по ОСАГО. Тенденция роста убыточности сохраняется, что прогнозировалось нашими специалистами". Более категоричен в своих оценках исполнительный вице-президент страховой компании НАСТА С. Ефремов. "Существуют регионы, в которых уровень выплат уже превышает 100%, а в некоторых регионах уровень составляет около 70%, - говорит он. - В совокупности, с учетом расходов на ведение дела, финансовый результат по ОСАГО достаточно скромный либо равен нулю". О том, что убыточность ОСАГО уже ощущается, говорит и начальник отдела урегулирования убытков по ОСАГО СК "Согласие" П. Харчевников: "Это показывает статистика нашей компании. Поэтому в данной ситуации необходимо максимальным образом сбалансировать портфель, не допустив превышения доли автотранспортного страхования в структуре страховых взносов. Плюс к этому нельзя снижать тарифы, поскольку это может подорвать весь рынок автострахования". По словам президента Городской страховой компании И. Люшня, убытки растут гораздо более высокими темпами, чем прогнозировалось. К тому же нельзя сбрасывать со счетов и еще один фактор: "Та часть страхового платежа, которая предусмотрена на выплату страхового возмещения за пострадавшее имущество, уже практически вся выплачена потерпевшим в ДТП. Оставшаяся часть страхового платежа предназначена на компенсации по жизни и здоровью, а поскольку по этим компенсациям нет ограничений в сроках исковой давности, потерпевшие могут обратиться за выплатой через несколько лет, и мы будем обязаны произвести эту выплату. И если мы сейчас не предусмотрим эти отложенные выплаты, то потерпевшие не будут обеспечены надлежащими компенсациями". По словам И. Люшня, в некоторых городах и районах уже сейчас не хватает собранных премий даже на выплаты по разбитым автомобилям. "Появились первые страховые компании, у которых была отозвана лицензия на ОСАГО, а значит, выплаты придется компенсировать из собранных ранее другими страховщиками средств", - добавляет она. По мнению страховщиков, несовершенство нормативно-правовой базы - главное, что тормозит сегодня развитие обязательного автострахования. Что же касается тарифов, то почти все страховщики убеждены, что они нуждаются в корректировке. Вопрос только в том, когда их следует менять и на каких принципах. "По моему мнению, - говорит С. Ефремов, - тарифы по ОСАГО в данное время достаточно низкие, но при этом и страховое покрытие небольшое. Нужно поднимать одновременно и страховую сумму, и тарифы для любых категорий граждан".

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости