Статистика поистине ужасающая. Например, в момент столкновения автомобиля со скоростью 14 км/час наше тело весит в 8 раз больше. При скорости 50 км/час вес тела увеличивается в 16 раз, что соответствует эффекту падения с высоты 4-этажного дома. Если в результате ДТП автомобиль переворачивается при скорости 40 км/час, вес удваивается.
Ежегодно в мире погибают около 1 млн. 200 тыс. человек в результате дорожно-транспортных происшествий. В России, например, лишь в одном 2004 г. было зарегистрировано 208 558 ДТП, в результате которых погибли около 36 тыс. человек и свыше 205 тыс. получили ранения различной степени тяжести. Социально-экономический ущерб, причиняемый ДТП, оценивается в колоссальную цифру 300 млрд. рублей в год. Между тем наукой и практикой доказано, что правильное применение всего лишь двух приспособлений для защиты от последствий ДТП - ремней и подушек безопасности - может значительно снизить цифры потерь.
Несмотря на жёсткое законодательство в отношении использования ремней безопасности в ряде западноевропейских стран, таких как Швейцария, даже там только 73% взрослых использует ремни и лишь 40-50% пассажиров, находящихся на заднем сиденье, пристёгиваются. При этом около 60% детей, находящихся в автомобиле, неправильно закреплены ремнем, хотя общеизвестно, что для непристёгнутого ребёнка риск тяжёлого ранения или смерти в результате ДТП в 7 раз выше по сравнению с взрослым человеком. Что уж говорить о России, где водители практически не используют ремни безопасности. Подобное поведение автомобилистов и их пассажиров иначе как безответственным назвать нельзя. При этом большинство водителей нарушают это правило, управляя автомобилем в городской черте. Между тем риск столкновения машин как раз наиболее высок именно в городе. Какое же оправдание обычно приводят нарушители? "Я двигаюсь на малой скорости", "Мы не едем на дальнее расстояние", "Моя поездка длится всего лишь несколько минут" и т.п. Иллюзия безопасности шофёра, держащего руль, который якобы предохранит его в случае столкновения с другим транспортным средством, существует издавна, но не оправдывается на практике. О чём говорить, особенно в отношении ребёнка, застигнутого врасплох в то время, когда он играет на заднем сиденье либо на коленях у взрослого, либо сидит один, да ещё повёрнутый спиной к дороге! Между тем статистика поистине ужасающая. Например, в момент столкновения автомобиля со скоростью 14 км/час наше тело весит в 8 раз больше. При скорости 50 км/час вес тела увеличивается в 16 раз, что соответствует эффекту падения с высоты 4-этажного дома. Если в результате ДТП автомобиль переворачивается при скорости 40 км/час, вес удваивается. Другими словами, в случае лобового столкновения ребёнок по весу превращается в "слонёнка" и, перемещаясь в салоне, разбивается в лучшем случае об одно из передних сидений, а в худшем - о панель управления или же вылетает через разбитое лобовое стекло.
Поэтому пристегивание ремнями безопасности должно стать фундаментальным принципом подготовки выезда на дорогу, если даже планируется короткая поездка. Оно особенно эффективно при поездках на короткие расстояния, так как в случае столкновения на небольшой скорости, ремни предохраняют значительно лучше, чем при движении с большой скоростью.
Использование ремней безопасности является лучшим из существующих методов защиты при лобовом столкновении, особенно если автомобиль экипирован подушками безопасности. Суммарный эффект пользования ремнями и подушками позволяет снизить на 65% риск получения серьёзных ранений. Однако в случае бокового удара ремень безопасности не предупреждает риск перемещения пассажира или водителя в противоположную сторону, выбрасывая его на дверь либо на своего соседа.
В связи с этим обстоятельством исследователи не прекращают своей работы по улучшению эффективности ремней. Со дня создания ремня с двумя точками крепления вокруг талии, а затем и с тремя точками крепления (бёдра и плечо) появилось и новое приспособление, позволяющее твёрдо фиксировать ремни до момента столкновения, снижая, таким образом, риск перелома ключицы и других повреждений. В настоящее время разрабатывается приспособление специально для предотвращения негативных последствий при боковых столкновениях. Идея заключается в создании электронного датчика в самой системе автомобиля, способного в момент бокового столкновения послать сигнал немедленно зафиксировать ремень безопасности вокруг водителя/пассажира, заставляя его "врасти" в своё сиденье.
В России было недавно принято решение поднять проблему безопасности дорожного движения на Госсовете, о ней же говорил в своём Послании Президент. Он подчеркнул, что уже сегодня можно постепенно наводить порядок и при незначительных затратных средствах. Примером подобного подхода к решению проблемы является обязательное использование ремней безопасности, как это делается во всем цивилизованном мире. У нас же в настоящее время уровень их применения недопустимо низкий. Объясняется подобное обстоятельство весьма просто - налагаемый штраф у нас весьма незначителен, да и тот, как правило, не платится. Следовательно, логическим выходом из сложившейся ситуации является законодательное ужесточение ответственности за неиспользование ремней безопасности, как это делается за рубежом. Вторым направлением в усилении безопасности движения на дорогах должно стать принятие законодательства об обязательном наличии подушек безопасности как в импортных, так и в отечественных автомобилях.