В чем суть проблемы
Последние десятилетия в контейнерных перевозках происходит одна революция за другой! Экономические причины толкают морские линии на все большее и большее увеличение грузоподъемности контейнеровозов, для экономии топлива и в ущерб скорости. На текущий момент судно класса Post-Triple E-Class имеет грузоподъемность более 21000 TEU. Размеры настолько внушительны, что не каждый порт может принять такую махину. Но даже если порт в состоянии принять контейнеровоз, разгрузка такого объема, несмотря на автоматизацию и цифровизацию, - очень сложная задача!
От перегрузки портов (заполнения пропускной способности) страдают сами порты, судоходные линии, региональные перевозчики и в конечном счете клиенты. Руководство портов не может быстро повысить эффективность управления грузами и судами, для этого необходимо значительно расширять инфраструктуру, нанимать больше работников - вкладывать значительные средства. А без развития инфраструктуры появляются задержки в обработке грузов, что приводит как к потерям средств получателей грузов (из-за демереджа и детеншена), так и срывам сроков поставки региональными морскими и речными перевозчиками. Все это в целом ведет к потере доверия к портам, усложняет морские перевозки, делает их менее выгодными для клиента.
В случае заполнения пропускной способности порта, морская линия вынуждена смиряться с простоем корабля в ожидании, среднее время ожидания увеличивается до 55 часов - это пока антирекорд и не где-нибудь, а в одном из Немецких портов!
Негативные последствия перегруза портов
Порты являются неотъемлемой частью международной торговли. На текущий момент морские перевозки – это почти 90% всей мировой цепочки поставок. В порты упираются железные дороги и автотранспорт. Соответственно, задержки морских линий прямой наводкой бьют по всей системе международных перевозок.
Еще одна проблема – увеличение давления на экологию. Задержки в сроках доставки приводят к увеличению расхода топлива, поломкам, найму дополнительного персонала.
В 2012 году Национальное бюро экономических исследований США заявило, что когда суда не разгружаются и находятся в пути, они платят от 0,6% до 2% от стоимости товара каждый день.
Штрафы
В последнее время штрафы и платежи за сверхнормативное использование контейнеров превращаются из меры стимулирования в практически неизбежный риск. Демеридж и детеншн взимается с владельца груза за сверхнормативное использование COC контейнера.
Демередж судоходной линии глубоко переплетается с перегрузкой портов и взимается с владельца груза в случае отказа отпустить судно обратно к судоходной линии в течение согласованного времени. Обычно на разгрузку и возврат судна дается 3-5 свободных дней. Любое дополнительное время сверх согласованного – это время ненормативного использования и за это взимается штраф.
В то время как простой является штрафом за более длительное удержание судов, грузовладелец также должен платить дополнительную плату за перегрузку порта.
Корабли обычно стараются двигаться быстрее в море, чтобы компенсировать задержку в портах. Доплата может взиматься в процентах от груза или в процентах от одного TEU.
По данным Комитета Палаты представителей США по транспорту в портах Манилы, Филиппины, Читтагонг (CPA) в Индии судоходные компании могут потерять до 10 миллионов евро в месяц из-за перегруженности.
Пути исправления ситуации
Перегрузка является закономерным и сложным явлением. Судоходные компании, правительства стран, владельцы портов пытаются решить эту проблему.
Несмотря на сложность, есть несколько условий, способных облегчить работу порта:
Free-flow выдача. Одним из испытанных методов является система доставки контейнеров "free-flow". Автоперевозчики приезжают на забор свих контенеров и стоят в очереди в соответствии с которой идет выдача конейнеров. Как минимум 3 контейнера должны быть перемещены, чтобы выдать заявленный перевозчиком контейнер. Вместо этого, по системе Free-flow контейнеры выдаются перевозчикам не согласно их заявкам, а по очереди порта (какой контейнер из всей массы попался первым, тот и выдается), это сокращает время обработки контейнеров.
VGM верификация массы груженого контейнера. Нововведение, призванное обеспечить безопасность морских перевозок на деле также ускоряет обработку погрузки путем более тщательного и заблаговременного планирования погрузки судна. Подробнее о VGM.
Работа в ночные смены. C 2018 года, чтобы компенсировать задержку и ускорить разгрузку судов и освобождения портов некоторые порты перешли на круглосуточную выдачу товара, которая оказалась очень популярна. Автоперевозчикам это также выгодно так-как в ночное время нет пробок и ограничений в движении.
Расширение порта и развитие инфраструктуры. Чтобы справиться с растущим спросом, облегчить работу многих элементов, использующих порт внедряются системы управления, расширяются терминалы и пункты выдачи, однако это требует серьезных вложений.
Цифровизация. Многие порты в мире ещё не воспользовались цифровизацией. Оцифровка операций порта существенно ускоряет обработку данных и повышает скорость принятия решения, повышает эффективность планирования.
Увеличение грузоподъемности контейнеровозов – экономически оправданный, а значит закономерный процесс, поэтому полностью решить проблему перегрузки портов возможно только более радикальными методами – капитальными вложениями в модернизацию портов и оборудования. Тем не менее пока мы наблюдаем в основном попытки оптимизации работы существующих мощностей.
Владимир.