Интервью с директором по бизнес-приложениям компании "КРОК" М.Андреевым

Правильно организованная логистика может увеличить годовую прибыль компании на 1% от оборота и позволить экономить до 30% на транспортных расходах. Как оптимизировать перевозки и чем здесь может помочь системный интегратор, в интервью РБК рассказал Максим Андреев, директор по бизнес-приложениям компании "КРОК".

  • Что входит в понятие управления логистикой с точки зрения IT?

В первую очередь это управление непосредственно перевозками - для этого есть решения класса TMS (Transportation Management System), во вторую очередь это оптимизация цепочек поставок, прогнозирование спроса и пополнения товарных запасов. Последние вопросы не менее актуальны при организации процесса логистики.

Здесь очень важно закрыть весь бизнес-процесс - от начала и до конца, тогда можно получить действительно ошеломительные результаты. Для ретейлера он может начинаться с прогнозирования спроса в конкретном магазине и заканчиваться пополнением его распределительного центра, закупкой у поставщика с учетом его маркетинговых кампаний. Если в процесс входит производство, то есть решения, позволяющие спланировать, какой товар на каком заводе производится, как его лучше довозить до распределительных центров. В зависимости от отрасли какие-то части решений могут быть более или менее актуальны.

  • А какие отрасли заинтересованы в таких решениях?

Практически все. Но самая передовая из них с точки зрения автоматизации логистики - это, конечно, ретейл, там большие номенклатуры товаров, порой с сотнями тысяч позиций, много магазинов, и очень сложно, не имея специализированного инструмента, все просчитать. Поэтому они первые приходят к автоматизации.

Среди наших заказчиков есть и промышленные предприятия, в том числе тяжелая промышленность. И даже в такой, казалось бы, не связанной с непосредственными перевозками и точечными продажами отрасли, как телеком. Дело в том, что в процессе строительства вышек сотовой связи нужно привезти и смонтировать оборудование, заранее спланировать ремонт и доставить материалы для него. Если не прогнозировать все эти вещи, то будет хаос.

Пожалуй, ответить на этот вопрос проще с позиции того, кому не нужны такие решения. Если компания маленькая или цепочка поставок совсем простая, тогда такие они не нужны, на этот случай есть Excel. Но у крупных компаний - практически из любой отрасли - так или иначе возникают задачи, связанные с оптимизацией движения транспорта и планированием доставки.

  • Можно ли говорить о том, что заказчик, автоматизировав процесс логистики, может получить какие-то конкурентные преимущества или материальную выгоду?

Да, конечно. Во-первых, за счет того, что компания начинает эффективнее планировать, будет поставляться только тот товар, который нужен. А ненужный товар, который не купят и в итоге спишут и выкинут, завозиться не будет. Если ретейлер, например, не угадывает, кому и что продавать, он теряет большие деньги на закупку, хранение и утилизацию. Поэтому факт материальной выгоды здесь налицо.

Во-вторых, если завозить в магазин не тот товар или не в том количестве, то покупатель не найдет то, что ему нужно, он просто развернется и уйдет в соседний супермаркет. Соответственно компания недополучит прибыль и потеряет лояльного клиента, который в следующий раз уже не придет. За счет предотвращения таких случаев тоже может быть достигнут большой экономический эффект.

В среднем подобные решения могут увеличить прибыль на 1% от оборота компании. Это довольно большие деньги. Например, для большой ретейловой сети с гипермаркетами по всей стране и оборотом более 1 млрд долл. увеличение прибыли может достигать 10 млн долл. в год. Вложения при этом окупятся месяцев за десять.

И, наконец, в логистике важно доставить груз из точки А в точку Б именно в нужное время. И конкурентное преимущество получает та компания, которая может сократить свои затраты, в первую очередь временные. Принцип "время – деньги" здесь играет очень важную роль, товар в пути - это замороженные деньги. И задача решений, которые мы реализуем, - сократить издержки, в том числе время нахождения товара в пути.

Кроме материальной выгоды, всегда есть ориентир на повышение качества обслуживания, уровня сервиса, прозрачность процесса логистики. Если руководство не понимает, как эти процессы выстроены, то возникает зависимость от конкретных людей. И из-за их ухода из компании появляется вакуум. Влияние человеческого фактора должно быть максимально снижено. Для этого и существуют специальные IT-инструменты.

  • Сколько позволяют сэкономить подобные решения, есть какая-то среднестатистическая цифра?

За счет более качественного планирования экономия может доходить до 30% от транспортных расходов. В первую очередь за счет того, что маршруты становятся более корректными, машины приходят вовремя, нигде не простаивают. Можно заранее выбирать наиболее оптимальную схему перевозки, а также следить за движением груза и корректировать транспортный план с учетом ограничений в работе грузовых терминалов, возникающих на дороге проблем и проч.

Это только то, что можно посчитать явным образом. Но есть еще и коэффициенты, которые в деньги не так легко переводятся. Например, федеральные розничные сети очень ревностно относятся к поставщикам, поэтому если мы будем привозить товар с опозданием, то рано или поздно с нами просто перестанут работать.

  • Сколько проектов вы сейчас реализуете? Расскажите о каком-нибудь из них.

В настоящее время у нас на разных стадиях находится порядка семи проектов.

В частности, сейчас мы завершаем проект для одной крупной розничной сети с гипермаркетами по всей стране. Основа решения, которое мы там строим, - система управления транспортной логистикой Oracle Transportation Management (OTM). Перед нами стояла задача выстроить и оптимизировать процесс кросс-докинга с использованием нашей системы.

Постараюсь объяснить, что это значит. Товар должен от поставщика доехать до магазина, и тут есть много вариантов. Можно отвезти его туда сразу, но это не всегда удобно, потому что магазин имеет всего несколько подъездных ворот и не может сразу принять несколько сотен машин от разных поставщиков одновременно. Да и не все поставщики готовы по всей стране развозить товар, а везут товар либо на склад, где все это хранится, либо в консолидирующий центр, который находится в каком-то регионе. Кросс-докинг позволяет так перераспределить и выстроить логистический процесс, чтобы разгрузка склада и доставка товаров были максимально согласованы по времени, а это поможет избежать необходимости хранения товары на складе. Например, в одну точку приезжают 20 машин от разных поставщиков, товары из них перегружаются таким образом, чтобы те из них, которые едут в точку А, были в одной машине, в точку Б - в другой и т.д. В этом случае склады, на которых нужно поддерживать какие-то условия, содержать охрану, думать о сроках годности, становятся просто ненужными. Это очень перспективно. Но если реализовывать кросс-докинг с 500 поставщиками и 100 точками, куда надо отгрузить товар, то ни в одной голове это не уложится и в Excel не посчитается. Должны учитываться объем машин, особенности товаров, необходимый температурный режим. Решение, которое мы внедрили в розничной сети, про которую я начал говорить, как раз позволяет это спланировать так, чтобы время между отгрузкой и доставкой товара было сведено к нулю.

При этом мы реализовали там возможность работы с мобильными устройствами. Такого опыта с ОТМ в России еще не было. Терминал сбора данных позволяет комплектовщикам-приемщикам на складе распределительного центра оперативно принимать паллеты. Они считывают штрихкоды с пришедших товаров, и в учетную систему автоматически поступают данные о том, что пришло. Дальше печатаются необходимые документы, проводятся проводки, информация передается в другие системы. Таким же образом происходит и отгрузка.

  • Этот проект уникален или нечто подобное у вас уже было?

Каждый проект уникален. Логистика характеризуется географией объектов, наличием или отсутствием складов у заказчика, типом перевозок (автомобильные, железнодорожные, морские, и проч.).

В данном случае формат гипермаркетов предполагает, что товаров надо завозить очень много, и машина гарантированно уйдет полной, поэтому акцент делается на прямые маршруты.

В другом проекте, тоже с внедрением ОТМ, нам наоборот требовалось учесть необходимость максимального заполнения машин сборными грузами, чтобы они заезжали по пути в несколько точек. В этом проекте нужно было обеспечить максимальную скорость доставки. Такая задача стоит в мелкой рознице, например при торговле сотовыми телефонами. Телефоны - быстро оборачиваемый и обновляемый товар, может получиться так, что через неделю какая-то конкретная модель будет уже никому не нужна. В этом случае важно обеспечить мультистоп с минимальными партиями, например по коробочке, но как можно чаще. Закидали в машину, и она поехала по разным точкам.

Мы занимались также внедрением логистических решений для производителя продуктов питания с заводами по всей России. Там уникальность проекта состояла в том, что заказчик потребляет систему из "облака" КРОК, где обрабатывает все перевозки - это и входящая логистика, условно говоря, сырье, которое приходит на заводы, и развоз по всей стране. Сейчас у заказчика все перевозки прозрачны, и на выходе он получает оптимальные с точки зрения затрат маршруты, что особенно важно с учетом обширной географии. Весь сопутствующий документооборот также идет через систему в "облаке", которая доступна в любое время суток из любой точки мира и с любого устройства. Лишь бы был доступ в интернет.

  • Как давно компания занимается подобными решениями?

Активно мы занимаемся ими порядка пяти лет. Сейчас у нас за плечами богатый опыт успешных внедрений. Ведь мало знать продукт как таковой, хорошо его внедрить у заказчика и пройти с ним огонь и воду.

  • Есть ли у вас конкуренты в этом направлении?

Конкуренты есть, но их не так много, и далеко не у каждого есть опыт успешного внедрения подобных решений. К тому же КРОК - первый на сегодня провайдер "облачного" сервиса Oracle Transportation Management. Это тоже наше конкурентное преимущество.

Еще один момент, который напрямую влияет на конкуренцию, заключается в нехватке на рынке специалистов с опытом автоматизации логистики. Поэтому если какая-то IT-компания решит открыть такую практику, то ждать, что на ее свист сбегутся нужные люди, просто бессмысленно. В России такие ресурсы сложно найти, а чтобы вырастить свои, нужен какой-то период времени, поэтому рынок еще только формируется.

У КРОК сейчас в группе порядка 30 человек, плюс мы привлекаем при необходимости западных фрилансеров и специалистов-вендоров, развиваем стажерскую программу для взращивания новых специалистов.

  • Продукты каких вендоров вы используете для реализации своих решений?

Как мультивендорная компания мы работаем с лучшими решениями, которые существуют в России. Это и Oracle, JDA, IBM, SAP, Ortec и проч. Со всеми из них у нас официальные партнерские отношения.

Но я хотел бы акцентировать внимание на том, что когда мы приходим к заказчику, у нас нет в руках коробки с надписью "Система такая-то", про которую можно было бы сказать: "Классная система, купите". Мы приходим и начинаем выяснять, чем можем быть полезны, какие проблемы беспокоят заказчика и какое решение будет наиболее оптимальным с учетом того, что у него уже есть, в том числе какой системой учета он пользуется. В интеграции разных решений есть свои нюансы, но мы стараемся выйти на то, что заказчику подойдет больше всего.

  • Какие у вас планы на ближайшее время?

Мы планируем и дальше помогать компаниям улучшать свои бизнес-процессы, повышать эффективность, зарабатывать и экономить больше. Будем расширяться. Во-первых, с точки зрения количества проектов - интерес со стороны заказчиков говорит о том, что это вполне возможно. Во-вторых, с позиции географии. Сейчас мы работаем в России, но есть большое количество компаний, которые организуют логистику по всему миру. Нас как экспертов привлекают для участия в пресейлах в Европе, Турции, странах СНГ. Поэтому окно в Европу мы уже прорубили.

 

Источник: Пресс-центр РБК

7 ноября 2013 года

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Реклама на портале

Telegram-канал
t.me/logisticsru

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости