Анна Качурец, Генеральный директор и сооснователь компании GroozGo.
«Уберизация» – это нарастающий тренд в логистике, который затронул не только автомобильные грузоперевозки. Многие участники рынка постепенно привыкли к онлайн-доскам для размещения объявлений, на которых вывешиваются заказы с указанием места доставки и желаемого тарифа.
С появлением «уберов» от необходимости заключения договоров со множеством перевозчиков и трудной работы по администрированию отгрузок пользователи переходят к новому явлению – автоматическим сервисам, соединяющим напрямую многих заказчиков со многими перевозчиками. Такие сервисы работают как «единое окно», соединяющее в автоматическом режиме заказы с перевозчиками, обеспечивающее быстрый электронный документооборот и расчеты между контрагентами. Размещая заявку, грузовладелец сразу видит рекомендованную ставку, рассчитанную на основе статистики перевозок по маршруту, а также может указать свою ставку. При этом «убер» несет материальную ответственность за надежность перевозчика и саму перевозку перед заказчиком, а также выступает гарантом быстрой оплаты перед перевозчиком.
Если в 2016 году участники рынка относились со скептицизмом к «уберизации» автомобильных грузоперевозок, то в 2017 мы наблюдаем, как перевозчики и грузовладельцы все активнее используют такой подход. Так, например, такие крупные компании как «Дымов», «Дядя Ваня», «Лэм Уэстон Белая Дача» начали использовать онлайн-сервисы для организации собственной логистики.
«Основная задача «убера» в грузоперевозках, в частности GroozGo, в том, чтобы убрать многочисленных посредников и дать мелким перевозчикам-собственникам транспорта прямой доступ к регулярным заказам крупных корпоративных клиентов, куда раньше им вход был заказан», - комментирует генеральный директор КПД-Карго, Георгий Чистяков.
Сейчас крупные компании относятся к «уберам» в грузоперевозках как к онлайн-экспедитору срочных заказов (в среднем 10% объема всех перевозок), однако постепенно набирает обороты тенденция использовать их и в регулярных рейсах. Другим преимуществом таких сервисов является противодействие возможности возникновения «неформальных» отношений между сотрудниками заказчика и персоналом перевозчиков, или коррупции, которой не брезгуют обычные экспедиторские компании и недобросовестные перевозчики. Ведь прямой доступ к текущим рыночным ставкам делает прозрачным распределение заказов и их исполнение, которое контролируется в режиме онлайн.
Прогнозы
По данным аналитического агентства BusinesStat[1], в 2016 г. рынок коммерческих автомобильных грузоперевозок составил 853,7 млрд руб., а в 2017 г. стоимостной объем рынка достигнет 910 млрд руб. Несмотря на усиление регулирования рынка, новые сборы и налоги, рынок грузоперевозок растет: на 7,9% в 2016, на 9,2% в 2017 г. против падения на 3,8% в 2015, по статистике Министерства транспорта РФ[2]. Рынок все еще остается очень фрагментированным, преобладают мелкие и средние перевозчики, на долю самого крупного участника (Деловые линии) приходится менее 5%.
В будущем тренд «уберизации» грузоперевозок в России будет наращивать обороты. Автоматизация организации грузоперевозок затронет не только поиск и соединение заказа с перевозчиком, но и проверку контрагентов - автоскорринг, документооборот – внедрение значимого электронного документооборота на всех этапах перевозки, интеграций с различными системами.
Также мы прогнозируем, что «уберизация» автомобильных перевозок распространится на другие виды транспорта, как на пример, контейнерные перевозки и авиаперевозки. А затем и на смешанные, мультимодальные перевозки. Совсем скоро должен возникнуть или им станет существующий игрок логистического рынка, который сможет собрать и анализировать цены на перевозку различными видами транспорта и агрегировать информацию о всех вариантах перевозки груза, предоставляя заказчику наиболее оптимальный по времени и стоимости вариант.
В результате мы видим, что «уберизация» и автоматизация логистических процессов ведет к оптимизации бизнес-процессов и минимизации издержек. Кроме того, благодаря онлайн-сервисам и автоматизации существенно снижается риск сотрудничества с недобросовестными перевозчиками. Все это в совокупности делает рынок грузоперевозок более прозрачным и технологичным, что в результате будет способствовать его росту и развитию.
[1] https://marketing.rbc.ru/research/27086/
[2] http://transportrussia.ru/item/3970-tendentsii-i-prognozy.html