Цифровизация под давлением: как государство и рынок заставляют бизнес внедрять технологии
Разработка национальной транспортно-логистической платформы, эксперименты с ИИ, выход беспилотных грузовиков на общедоступные дороги — подводим итоги года в сфере цифровизации логистики.

Святослав Вильде, основатель и директор «Биржи грузоперевозок ATI.SU»
Инициатива «сверху»
В отличие от многих отраслей курс на цифровизацию логистики задает государство, а не рынок. Например, возможность работать с электронными перевозочными документами существует давно, но это так и не стало стандартом для бизнеса. Нужен стимул «сверху». С 1 сентября 2026 года применение ЭТрН станет обязательным для всех — принят Федеральный закон от 07.06.2025 № 140.
Этот же закон предусматривает создание единого реестра экспедиторских компаний — он должен заработать с 1 марта 2026 года. Реестр — часть Национальной цифровой транспортно-логистической платформы (НЦТЛП «ГосЛог»). Ее цель — объединить участников рынка (перевозчиков, экспедиторов, терминалы, контролирующие органы) в единой экосистеме, обеспечить бесшовный обмен данными и документами. Фундаментом НЦТЛП станет Государственная информационная система электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД), которая уже функционирует и обеспечивает обмен и хранение электронных перевозочных документов через операторов ЭПД.
Так государство стремится повысить прозрачность рынка, чтобы сократить долю «серого» сегмента и ограничить работу недобросовестных участников. И заодно стимулирует бизнес задуматься об автоматизации внутренних процессов.
Беспилотный транспорт вышел на дороги
В 2025 году беспилотные грузовики, продолжая работать в режиме экспериментального правового режима, начали выполнять коммерческие рейсы на отдельных трассах и маршрутах. На российских дорогах работают 90 беспилотников, общий пробег которых за 2,5 года превысил 8,5 млн км.
Пример интеграции технологии в реальные бизнес-процессы — проект сети «Лемана ПРО». В ежедневном режиме по маршруту Москва — Санкт-Петербург курсирует четыре беспилотных грузовика. Это 28 рейсов в неделю. Экономические расчеты компании показали: «беспилотники» снижают расходы компании на перевозки на 4%, увеличивают скорость доставки на 30%.
Минтранс заканчивает разработку первого отдельного федерального закона о высокоавтоматизированных транспортных средствах. Документ должен закрепить понятия и уровни автоматизации, права и обязанности производителей, операторов и владельцев, требования к диспетчеризации, мониторингу и центру контроля на базе АО «ГЛОНАСС». Ожидается, что закон вступит в силу в 2027 году.
Искусственный интеллект и автоматизация
В 2025 году 23% компаний внедряют ИИ в логистику, показало исследование НАФИ. Основные бизнес-кейсы связаны с оптимизацией маршрутов, клиентским сервисом, прогнозированием спроса. Однако они реализуются в основном в крупных компаниях. Например, «Деловые Линии» использует систему планирования автодоставки на базе ИИ. Она оптимизирует количество транспортных средств для выполнения заказов, учитывая пробки, требуемые сроки и опыт водителя. РЖД применяет аналитику больших данных и ИИ для мониторинга состояния локомотивов. DHL запустила чат-ботов для автоматизации взаимодействия с клиентами. Это позволяет быстро отвечать на вопросы и предоставлять актуальную информацию о статусе отправлений. Крупные ритейлеры (X5 Group, «Магнит») внедрили ИИ для прогнозирования спроса и оптимизации остатков на складах.
Называть ИИ приоритетной технологией для всей отрасли пока рано: основная масса компаний не освоила базовую автоматизацию. Тот же электронный документооборот или GPS-мониторинг. Только 3% компаний используют полностью автоматизированные склады, роботов для инвентаризации и роботизированную погрузочно-разгрузочную технику.
Кроме того, значительная доля проектов ИИ не окупается или не приносит ожидаемого бизнес-эффекта. Например, по оценкам Triada Partners, около 70% крупных российских компаний пока не вернули вложения в технологии искусственного интеллекта, даже по прошествии среднего срока окупаемости в 2–3 года.
Полагаться на системы ИИ в критически важных отраслях, включая логистику, пока нельзя, так как они не обеспечивают нужный уровень надежности и безопасности для людей и данных.
Внедрять нельзя игнорировать
«Основные драйверы цифровизации логистики в 2025 году — государственные инициативы и экономические трудности, которые вынуждают компании оптимизироваться. Государство создает обязательную цифровую инфраструктуру (ГИС ЭПД, НЦТЛП) и нормативную базу, задавая вектор на тотальную прозрачность. Бизнес, в свою очередь, фокусируется на внедрении точечных, экономически обоснованных технологий для преодоления кадрового дефицита и снижения издержек. Речь идет в основном об автоматизации рутинных операций — обработки заявок на доставку грузов, подбора и назначения перевозчиков, оформления сопроводительных документов. Например, количество пользователей платформы ATI.SU в 2025 году увеличилось на 9%. Растет спрос на аналитические инструменты, которые помогают принимать обоснованные решения в условиях волатильного рынка», — считает Святослав Вильде, основатель и директор «Биржи грузоперевозок ATI.SU».





