Как закон о локализации изменит рынок такси: рост цен, дефицит машин и новые риски для логистики

С 2026 года рынок такси в России ждёт серьёзная трансформация. Новый закон о локализации автомобилей изменит экономику отрасли и повлияет как на тарифы для пассажиров, так и на логистику городских перевозок.

Что меняется

23 мая президент подписал закон о локализации машин такси.
С 1 марта 2026 года в реестр такси смогут попасть только автомобили, соответствующие установленным требованиям локализации — по балльной системе (не менее 3200 баллов) или произведённые в рамках специнвестконтрактов.

На практике это означает, что:

  • значительная часть автопарков будет вынуждена обновить машины;

  • в регионах, где активно использовались недорогие иномарки (в том числе китайские), потребуется полный пересмотр структуры автопарков;

  • расходы на техобслуживание, переоснащение станций и обучение персонала возрастут.

Как это отразится на ценах

По оценке Общественного совета по развитию такси, стоимость поездок может вырасти на 30%.
Причины:

  • дорогостоящая замена автопарка;

  • рост стоимости кредитов и лизинга — на фоне высокой ключевой ставки;

  • подорожание запчастей и обслуживание новых моделей.

Кроме того, при частичном уходе таксопарков с рынка сократится предложение, а значит, увеличатся время ожидания и стоимость поездок.

«Пассажиры в итоге сами будут оплачивать локализацию: все расходы перевозчиков окажутся в цене поездки», — отмечает Павел Стенников, представитель сервиса «Максим».

Логистика последней мили — под давлением

Для логистических компаний, работающих с такси как частью last mile-доставки, риски очевидны:

  • рост издержек на логистику последней мили (особенно в e-commerce);

  • снижение доступности машин в пиковые периоды (вечерние часы, праздники);

  • возможные перебои в сервисах быстрой доставки (курьер + такси).

Особенно это затронет регионы, где рынок легального такси традиционно был более уязвим. Там ожидается массовый переход пассажиров к частным водителям, что снизит прозрачность и управляемость этого сегмента.

Что думает бизнес

Не все эксперты прогнозируют резкий скачок цен уже в 2025-2026 гг.
Так, в «Ситимобил» считают, что развитие модельного ряда и программы господдержки могут сгладить эффект.

В то же время экономисты НИУ ВШЭ предупреждают: бюджет из-за закона о локализации за три года может недополучить до 350 млрд рублей.

Расширение на каршеринг

Отдельная инициатива — распространить требования локализации и на каршеринг.
Сегодня до 50% автопарков некоторых операторов каршеринга — китайские автомобили. Введение аналогичных правил в этом сегменте усилит эффект на всю городскую мобильность и потребует перестройки логистических цепочек обслуживания.

  • Такси как инфраструктурный элемент городской логистики входит в зону турбулентности.
  • Для e-commerce и B2B-доставок стоит готовиться к росту затрат и изменению SLA по last mile.
  • Городским администрациям предстоит балансировать между задачами локализации, доступности транспорта и поддержания гибкости городской логистики.

Как именно будет меняться рынок — станет понятно ближе к 2026 году, когда закон вступит в силу.
Одно ясно уже сейчас: логистика городских перевозок переживает важный поворотный момент.

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости