По данным «Автостата», за январь-сентябрь 2025 года продажи новых большегрузов упали на 57%. С чем связано такое резкое снижение, что происходит на рынке подержанных грузовиков и к чему приводит старение автопарка рассказывает директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic в России Эдуард Миронов.
О причинах
Падение рынка обусловлено 4 ключевыми факторами. Главный из них — высокая ключевая ставка ЦБ РФ, от которой напрямую зависит размер лизинговых платежей. Когда ставка по лизингу достигает 20-25% годовых, а рентабельность бизнеса грузоперевозок в лучшие месяцы составляет 10-15%, то покупка новой техники становится экономически необоснованной. Перевозчики будут работать в убыток, чтобы обслуживать долг. Многие лизинговые компании уже научились минимизировать этот фактор в случае с подержанными машинами, но в отношении новых — ставка остаётся крайне высокой.
Следующий фактор — сжатие грузовой базы. Снижение объема перевозки паллетных грузов в январе-сентябре 2025 года является следствием сокращения потребительской активности и замедления в ряде секторов промышленности. В условиях избытка транспорта на определённых направлениях это приводит к жесткой конкуренции, что еще больше снижает рентабельность и заставляет транспортные компании менять географию доставок.
Ещё один фактор — перенасыщение автомобильного рынка после ажиотажа 2022-2023 гг. После ухода европейских брендов на рынке возник вакуум, который активно заполнялся российскими и китайскими производителями. На волне адаптации логистических цепочек и при относительно доступном финансировании многие компании в 2023 году активно закупали технику. Сейчас этот отложенный спрос полностью удовлетворен, и рынок столкнулся с переизбытком — техники закуплено много, а работы для нее больше не стало.
Четвёртый фактор — ценовая разница между рынками новых и подержанных автомобилей. Изъятые лизинговыми компаниями 1-2-летние тягачи хлынули на вторичный рынок. Практически новые, но на 20-30% дешевле, эти машины стали идеальной альтернативой. Перевозчик задает себе логичный вопрос: зачем платить полную цену и огромные проценты по лизингу за новый грузовик, если можно купить почти такой же, прошедший обкатку, но значительно дешевле?
О подержанной технике
Спрос на грузовые автомобили не исчез, а трансформировался и частично переместился на вторичный рынок. Однако этот рынок сейчас крайне неоднороден. Я бы выделил на нем два ключевых сегмента. Первый — самый динамичный и растущий — это «свежие» б/у машины (1-3 года). Это китайские и российские бренды, которые были куплены в 2022-2023 годах и сейчас либо изъяты лизинговыми компаниями, либо продаются самими перевозчиками для оптимизации парка. Спрос на обслуженные экземпляры такой техники очень высокий, так как она представляет собой «золотую середину» за счет своей хорошей цены и технического состояния.
Второй сегмент — это «старая гвардия» (5-10+ лет). Здесь традиционно доминируют европейские бренды «большой семерки». Спрос на них остается стабильным из-за репутации надежности и огромной накопленной ремонтной базы. Однако этот сегмент столкнулся с новой системной проблемой — дефицитом и удорожанием оригинальных запчастей. Перевозчики, покупая такой грузовик, идут на осознанный риск, связанный с будущей стоимостью и сроками ремонта.
Таким образом, мы наблюдаем не просто переток спроса, а его качественное изменение. Если раньше покупка б/у техники была в основном выбором малого бизнеса, то сейчас это осознанная стратегия даже для средних и крупных компаний, которые вынуждены считать каждую копейку.
О последствиях
По данным различных аналитических агентств, средний возраст магистрального тягача в России уже который год продолжает превышать 20 лет. Одно из главных последствий старения автопарка — это рост издержек в логистике. Старые грузовики потребляют больше топлива, чаще ломаются, требуют более дорогих запчастей (особенно для европейских марок). Из-за частых поломок срываются сроки поставок, что критично для ритейла и современных производств, работающих по принципу «точно в срок». В итоге мы получим замедление всей цепочки поставок — от завода до полки магазина. Все эти расходы транспортные компании будут вынуждены закладывать в стоимость своих услуг.
Кроме того, старый парк увеличивает нагрузку на окружающую среду. Устаревшие двигатели (Евро-2, Евро-3) выбрасывают в атмосферу в десятки раз больше вредных веществ, чем современные.





