Стареющий автопарк в России: меньше пробега — больше ремонта

Механик FIT SERVICE выполняет диагностику двигателя автомобиля в современной мастерской с инструментами и брендированным оформлением

Средний возраст автомобилей в России приближается к 13 годам, при этом годовые пробеги сокращаются, а количество сложных ремонтов на СТО продолжает расти. Почему это тревожный сигнал для автосервиса и что будет дальше?

Тенденция: российский автопарк стремительно стареет

По данным Gruzdev-Analyze, средний возраст легковых автомобилей в России по итогам первого полугодия 2025 года достиг рекордных 12,81 лет. Это на 11% выше, чем пять лет назад. При этом новые автомобили становятся всё менее доступными — на фоне роста цен и сокращения ассортимента. Продажи б/у машин доминируют, а структура обращений на СТО меняется вслед за демографией автопарка.

Только за 2024 год доля автомобилей старше 10 лет в стране увеличилась до 60% от общего числа, а доля китайских брендов — с 2% до 5%. В FIT SERVICE такие автомобили уже составляют 5% от всех визитов — почти вдвое больше, чем год назад.

Пробеги падают, но визитов в сервис меньше не становится

Согласно исследованию, средний годовой пробег легковых автомобилей в России устойчиво снижается:

  • 2022 г. — 13 134 км

  • 2023 г. — 12 570 км

  • 2024 г. — 12 212 км

  • Прогноз на 2025 г. — 11 635 км

Владельцы автомобилей начинают «беречь» технику: откладывают поездки, ремонты и даже временно выводят авто из эксплуатации. Однако это приводит к накоплению отложенного спроса на техническое обслуживание.

«Мы видим, как часть водителей откладывает объемный ремонт. Это создает „волнообразный“ спрос: сегодня меньше, но завтра — значительно больше», — комментирует Татьяна Овчинникова, директор FIT SERVICE.

Самообслуживание — растущий тренд, но он не решает проблему

Несмотря на общее снижение количества визитов на СТО — с 1,97 до 1,95 на авто в год — рынок остаётся напряжённым. Более 35% водителей предпочитают чинить машины самостоятельно. Однако это не отменяет роста числа обращений по сложным поломкам, связанным с электроникой и возрастом автомобилей.

Усложнение ремонтов: ТО уступает место поломкам

В 2025 году только 26% операций на СТО составляют превентивное ТО, а остальные 74% — ремонты по конкретным неисправностям. Это исторический максимум за последние 8 лет. Тренд начался ещё в 2018 году и продолжает усиливаться.

Год ТО (%) Ремонт (%)
2017 39 61
2020 36 64
2022 27 73
2025 (прогноз) 26 74

Причина — не только возраст автомобилей, но и высокая насыщенность техники электроникой. Диагностика быстро выявляет неисправности, требующие квалифицированного вмешательства. При этом «просто заменить масло» всё чаще совмещается с устранением ошибок ЭБУ, ремонтом датчиков или электроусилителей.

Что это значит для рынка и логистики?

  • Устойчивый спрос на квалифицированный автосервис
  • Рост продаж запчастей и оборудования для диагностики
  • Новые вызовы для логистики комплектующих и обучения персонала
  • Возрастающее значение сетевых СТО с цифровыми базами и стандартами качества

Российский автопарк стремительно стареет, а вместе с ним растёт сложность обслуживания. Пробеги падают, а количество обращений — сохраняется за счёт роста тяжёлых ремонтов. В такой ситуации выигрывают те, кто инвестирует в инфраструктуру, сервисные технологии и обучение. В ближайшие годы рынок будет нуждаться в масштабных решениях: от поставок комплектующих до цифровой логистики услуг.

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости