
Средний возраст автомобилей в России приближается к 13 годам, при этом годовые пробеги сокращаются, а количество сложных ремонтов на СТО продолжает расти. Почему это тревожный сигнал для автосервиса и что будет дальше?
Тенденция: российский автопарк стремительно стареет
По данным Gruzdev-Analyze, средний возраст легковых автомобилей в России по итогам первого полугодия 2025 года достиг рекордных 12,81 лет. Это на 11% выше, чем пять лет назад. При этом новые автомобили становятся всё менее доступными — на фоне роста цен и сокращения ассортимента. Продажи б/у машин доминируют, а структура обращений на СТО меняется вслед за демографией автопарка.
Только за 2024 год доля автомобилей старше 10 лет в стране увеличилась до 60% от общего числа, а доля китайских брендов — с 2% до 5%. В FIT SERVICE такие автомобили уже составляют 5% от всех визитов — почти вдвое больше, чем год назад.
Пробеги падают, но визитов в сервис меньше не становится
Согласно исследованию, средний годовой пробег легковых автомобилей в России устойчиво снижается:
-
2022 г. — 13 134 км
-
2023 г. — 12 570 км
-
2024 г. — 12 212 км
-
Прогноз на 2025 г. — 11 635 км
Владельцы автомобилей начинают «беречь» технику: откладывают поездки, ремонты и даже временно выводят авто из эксплуатации. Однако это приводит к накоплению отложенного спроса на техническое обслуживание.
«Мы видим, как часть водителей откладывает объемный ремонт. Это создает „волнообразный“ спрос: сегодня меньше, но завтра — значительно больше», — комментирует Татьяна Овчинникова, директор FIT SERVICE.
Самообслуживание — растущий тренд, но он не решает проблему
Несмотря на общее снижение количества визитов на СТО — с 1,97 до 1,95 на авто в год — рынок остаётся напряжённым. Более 35% водителей предпочитают чинить машины самостоятельно. Однако это не отменяет роста числа обращений по сложным поломкам, связанным с электроникой и возрастом автомобилей.
Усложнение ремонтов: ТО уступает место поломкам
В 2025 году только 26% операций на СТО составляют превентивное ТО, а остальные 74% — ремонты по конкретным неисправностям. Это исторический максимум за последние 8 лет. Тренд начался ещё в 2018 году и продолжает усиливаться.
Год | ТО (%) | Ремонт (%) |
---|---|---|
2017 | 39 | 61 |
2020 | 36 | 64 |
2022 | 27 | 73 |
2025 (прогноз) | 26 | 74 |
Причина — не только возраст автомобилей, но и высокая насыщенность техники электроникой. Диагностика быстро выявляет неисправности, требующие квалифицированного вмешательства. При этом «просто заменить масло» всё чаще совмещается с устранением ошибок ЭБУ, ремонтом датчиков или электроусилителей.
Что это значит для рынка и логистики?
- Устойчивый спрос на квалифицированный автосервис
- Рост продаж запчастей и оборудования для диагностики
- Новые вызовы для логистики комплектующих и обучения персонала
- Возрастающее значение сетевых СТО с цифровыми базами и стандартами качества
Российский автопарк стремительно стареет, а вместе с ним растёт сложность обслуживания. Пробеги падают, а количество обращений — сохраняется за счёт роста тяжёлых ремонтов. В такой ситуации выигрывают те, кто инвестирует в инфраструктуру, сервисные технологии и обучение. В ближайшие годы рынок будет нуждаться в масштабных решениях: от поставок комплектующих до цифровой логистики услуг.