Досым Сатпаев, директор Группы оценки рисков: «Россия тянет в ТС страны, где у нее есть военно-политические интересы. Но зачем это Казахстану?»
Если не получается что-то «углубить», то надо что-то «расширить». Такой девиз сейчас характерен для Таможенного союза, где отношения между Казахстаном, Россией и Белоруссией напоминают склоки в коммунальной квартире, когда на общей кухне совместными усилиями не получается приготовить никакое блюдо, так как каждый хочет быть шеф-поваром. А в это же самое время список обсуждаемых кандидатов на вступление в это интеграционное объединение становится все более экзотичным.
Зачем собирают земли?
Действительно, одно дело, когда Россия активно лоббирует расширение Таможенного союза за счет вступления туда других постсоветских стран - с целью укрепления своих геополитических позиций на пространстве бывшего СССР. Конечно, в первую очередь, речь идет об Украине, которая все больше срывается с кремлевского крючка. Еще одним кандидатом на этот срыв является Молдавия, для которой Брюссель и Бухарест становятся ближе, чем Москва.
Тем временем более убедительным российское руководство показало себя в Армении. На днях заместитель министра иностранных дел этой страны Шаварша Кочарян заявил о том, что республика до февраля следующего года все-таки будет готова подписать договор о присоединении к Таможенному союзу и к Единому экономическому пространству (ЕЭП), чтобы до мая 2014 года стать членом этого интеграционного объединения. Видимо, в Ереване посчитали, что до Европы далеко, а российская военно-политическая и экономическая поддержка еще пригодится.
В свою очередь, Киргизия продолжает торговаться по поводу дополнительных преференций для себя в рамках ТС, явно предпочитая тянуть резину. Наверное, ждет вступления Казахстана в ВТО вслед за Россией, рассчитывая играть по другим правилам. Что касается Таджикистана, то возникла занимательная ситуация, когда было заявлено о том, что вступление этой республики в Таможенный союз возможно только после вхождения Киргизии, так как таджики пока не имеют общей границы со странами Таможенного союза, зато имеют такую границу с киргизами.
Кстати, согласно результатам очередного социологического опроса Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития и международного исследовательского агентства «Евразийский монитор» (оно было проведено на основе опроса более 14 тыс. граждан в 11 странах СНГ и Грузии), наиболее высокая поддержка населением перспектив присоединения к Таможенному союзу и к ЕЭП в Центральной Азии была зафиксирована не в Киргизии (72%), а в Узбекистане (77%) и Таджикистане (75%). Но в практическом смысле для Узбекистана это еще ничего не значит, если учесть довольно скептическое отношение Ислама Каримова к Таможенному союзу, несмотря на то, что многие граждане его страны трудятся либо в России, либо в Казахстане.
Интересно, что среди грузин сторонников присоединения к ТС и ЕЭП набралось аж 59%. В Москве, наверное, особенно сильно воодушевились, когда в сентябре 2013 Бидзина Иванишвили, тогда еще премьер-министр Грузии, как бы не исключил возможность вступления своей страны в Таможенный союз, если это, как он выразился, будет «интересно для стратегии развития страны». Сейчас такой сценарий маловероятен, тем более что «картину маслом» подпортил президент Южной Осетии Леонид Тибилов, который заявил о том, что республика также намерена вступить в Таможенный союз. Ситуация выглядит тем более деликатной, что Белоруссия и Казахстан до сих пор так и не признали Южную Осетию, а заодно и Абхазию в качестве самостоятельных государств. Впрочем, Александр Лукашенко не так давно не исключил возможность придания так называемым «непризнанным государственным образованиям» особого статуса в Таможенном союзе. То есть речь шла не только о Южной Осетии и Абхазии, но также о Нагорном Карабахе. При этом совсем неясно, какая экономическая польза от новых «жильцов» будет самому Таможенному союзу?
Все флаги в гости к нам
Возможно, бывший государственный секретарь США Хиллари Клинтон была не права, когда в декабре прошлого года увидела в деятельности Таможенного союза лишь попытку воссоздать Советский Союз. Ошиблись и те, кто увидел в ТС слабый прообраз европейской интеграции. Все оказалось намного интереснее и глобальнее. Судя по количеству разношерстных стран, которые якобы хотят войти или сотрудничать с Таможенным союзом, это интеграционное объединение больше будет напоминать ООН, где «все флаги в гости к нам», без демонстрации какой-либо эффективности.
Тем временем между Минском, Астаной и Москвой возникла какая-то странная конкуренция за поиск самых экзотичных кандидатур для взаимодействия с ТС. При этом мало кто удосужился просчитать экономические выгоды от этих инициатив. Все это похоже на принцип финансовой пирамиды, где каждый из ее участников для улучшения своих позиций должен был подтянуть десяток новых членов. В этой несуразной гонке пока лидирует Россия, которая начала активно проталкивать своих друзей из дальнего зарубежья.
Например, устами вице-премьера сирийского правительства Кадри Джамиля во время его визита в Москву - наверняка не без дружеского совета России - о своем намерении войти в Таможенный союз заявила Сирия. Он также подтвердил, что Дамаск якобы уже ведет переговоры по этому поводу. Конечно, можно понять Россию, которая всеми силами пытается поддержать режим Башара Асада, даже такими экстравагантными способами, тут же забыв об отсутствии у Сирии общих границ со странами ТС.
Но, извините, причем здесь один из идеологов и сооснователей Таможенного союза - Казахстан? Согласитесь, нас явно не прельщают перспективы тесного экономического и политического сотрудничества со страной-изгоем, к тому же раздираемой гражданской войной, даже если речь идет не о полноценном вступлении Сирии в Таможенный союз, а о предварительном доступе к зоне свободной торговли со странами ТС. Как отмечают эксперты, эта зона, с одной стороны, ведет к отмене таможенных пошлин и снятию количественных ограничений на оборот товаров и услуг при сохранении, с другой стороны - таможенных границ и возможности самостоятельно определять режим торговли с третьими странами.
В 2011 году Вьетнам также неожиданно выразил желание вступить в зону свободной торговли со странами Таможенного союза, а в 2012 президент этой страны Чыонг Тан Шанг подтвердил эту заинтересованность, вплоть до полного вступления в ТС. При этом из трех участников Таможенного союза только у России существуют более тесные экономические отношения с Вьетнамом: двусторонний товарооборот этих стран в прошлом году составил около $2,4 млрд. Для сравнения: годовой товарооборот Казахстана и Вьетнама составляет около $100 млн.
Хотя дело не только в этом. В глаза бросается то, что Россия тянет в Таможенный союз государства, где у нее присутствуют определенные военно-политические интересы. В той же Сирии продолжает функционировать российская военно-морская база в Тартусе.
А в ноябре 2013 года, в ходе российско-вьетнамских переговоров на высшем уровне между президентами России и Вьетнама, было подписано соглашение о создании совместной базы для обслуживания и ремонта подлодок в Камрани, где когда-то находилась одна из важнейших военно-морских баз Советского Союза. К тому же Вьетнам продолжает оставаться одним из активных покупателей российского оружия.
Кстати, в их число входит еще одно государство, которые также заявило о своей заинтересованности подписать соглашение о зоне свободной торговли со странами Таможенного союза. Речь идет об Индии. По крайней мере, министр торговли и промышленности Индии Ананда Шармы во время визита в Москву обратился к России с просьбой оказать содействие Дели в ее переговорах с другими членами Таможенного союза по поводу создания объединённой рабочей группы для решения технических вопросов этого присоединения.
Случайность это или нет, но Вьетнам и Индию объединяет также наличие определенных трений с Китаем, который становится явным конкурентом России на постсоветском пространстве, для которой создание Таможенного союза также было одним из инструментов сдерживания экономической активности Поднебесной в зоне жизненно важных геополитических интересов Москвы.
Но для Казахстана Китай, наоборот, является одним из главных торговых партнеров, чей товарооборот с нашей республикой практически сравнялся с российским и составляет $23,9 млрд, в то время как с Индией - около $525 млн. При этом вполне возможно, что в недалеком будущем Пекин попытается создать свой аналог Таможенного союза в рамках Шанхайской организации сотрудничества, которая уже трансформируется из военно-политической организации в экономическую структуру, реализуя принцип двух колес: безопасность и экономика.
Кстати говоря, официальная ставка руководства России на расширение Таможенного союза вширь противоречит заявлению председателя коллегии Евразийской экономической комиссии Виктора Христенко, которое он сделал на VI Астанинском экономическом форуме в мае этого года. Тогда он сказал: «Сегодня для нас ключевой задачей является углубление интеграции, мы стремимся не повторить ошибок наших коллег из других интеграционных объединений, когда широта была поставлена во главу угла в ущерб глубине, что, с моей точки зрения, и приводит к серьезным проблемам, особенно в бурные кризисные времена…».
В свое время Казахстан также был противником расширения Таможенного союза, даже предлагал ввести квалификационные требования для новых членов в виде минимального уровня дефицита бюджета, незначительного объема внешнего государственного долга и контролируемой инфляции. Но вся проблема в том, что под эти параметры не подпадает даже Белоруссия, которая - кстати, как и Казахстан, - все сильнее подсаживается на китайские кредиты. Например, в июле текущего года Минск получил еще один кредит от китайского Экспортно-импортного банка на строительство АЭС в размере $323,8 млн.
А нужен нам берег турецкий?
И вдруг неожиданно Астана решила не отставать от России и предложила кандидатуру Турции в качестве возможного члена Таможенного союза, что, судя по всему, вызвало удивление в самой Анкаре.
По крайней мере, МИД этой страны заявил о том, что страна, во-первых, не получала никаких предложений о вступлении в ТС. Во-вторых, год назад переговоры на этот счет если и велись, то на текущий момент они потеряли свою актуальность. Хотя больше удивляет объяснение казахстанской стороны по поводу необходимости вхождения Турции в ТС. Выходит, это надо делать лишь для того, чтобы убедить Запад не видеть в ТС аналог мини-СССР. При этом некоторые эксперты, наоборот, увидели в этом тонкую игру самой Анкары, которая устами главы Казахстана просто решила припугнуть Брюссель, затягивающий с вопросом вхождения Турции в ЕС. С другой стороны, для самого Казахстана присутствие Турции в Таможенном союзе могло быть попыткой создать некий баланс усиливающемуся российскому влиянию.
Кто в ТС? Еще кому? Подходи по одному!
В России эксперты, как, например, Михаил Хазин, также заявляли о том, что в Таможенный союз рано или поздно войдет Турция, так как ей якобы «вообще больше деваться некуда». Странное объяснение, учитывая, что Турция в последнее время расширяет сферу своих жизненных геополитических интересов за счет тюркоязычных стран. Вполне возможно, что Турция при поддержке Азербайджана, который отказался вступать в ТС, попытается создать собственной зоны свободной торговли в рамках тюркоязычного пространства. Еще более занимательно, что следующим кандидатом для вступления в ТС, по мнению того же Хазина, может быть Израиль, которому, судя по оригинальной логике эксперта, также деваться некуда, так как США могут скоро вообще отвернутся от Тель-Авива.
Среди других экзотичных кандидатов на подписание соглашения о свободной торговле с Таможенным союзом также называют Новую Зеландию. На фоне остальных членов этого интеграционного объединения островное государство будет выглядеть белой вороной. Согласно журналу «Forbes», в 2012 году это государство возглавило рейтинг лучших стран для ведения бизнеса, так как заняло первое место по четырем из 11 показателей, среди которых - обеспечение личной свободы, защита прав инвесторов, низкий уровень бюрократизации и коррупции. Но, опять же, в Таможенном союзе Новую Зеландию больше интересует не Казахстан или Белоруссия, а Россия - как член БРИК и крупный рынок сбыта, особенно после вступления в ВТО.
Кстати, в некоторых европейских странах также нашлись сторонники вхождения в Таможенный союз. Например, ряд сербских партий заявили о необходимости отказа Сербии от курса интеграции с ЕС для того, чтобы усилить более тесную экономическую интеграцию с Россией и с Таможенным союзом. Учитывая то, что официальный Белград сейчас, наоборот, активно пытается ускорить вхождение страны именно в Европейский союз, подобные заявления больше напоминают сотрясание воздуха, чем предвестник конкретных действий.
Более вероятной является следующая ситуация. Не исключено, что к соглашению о свободной торговле с ТС захочет присоединиться Иран, который уже давно пытается пробить экономическую блокаду и вроде проявлял интерес к этому проекту. Тем более что в рамках Таможенного Союза у Тегерана есть политические союзники в лице Белоруссии и частично России. Другой вопрос: как наличие экономических санкций против Ирана будет способствовать увеличению его товарооборота с членами ТС?
С другой стороны, как бы не возникла ситуация, при которой Таможенный союз вдруг превратился бы в клуб для «политических изгоев», что в очередной раз будет больше говорить о политической подоплеке этой организации, нежели о ее экономической целесообразности. Ведь участие Сирии или Ирана в ТС больше станет напоминать очередную попытку России бросить вызов Западу, чем желание повысить экономическую конкурентоспособность этой интеграционной структуры.
А нам это надо?
Для Казахстана процесс количественного расширения Таможенного союза невыгоден по четырем причинам.
Во-первых, это делать нецелесообразно до окончательного решения всех внутренних противоречий, которые углубляются между Россией, Казахстаном и Белоруссией в рамках ТС. Саммит Высшего евразийского экономического совета в Минске этого хорошо продемонстрировал.
Во-вторых, появление некоторых новых членов ТС (Киргизия, Таджикистан или Армения) будет лишь дополнительной финансовой нагрузкой для Казахстана, который, наряду с Россией, уже выделяет солидные кредиты той же Белоруссии. Тем более что ни Бишкек, ни Душанбе не скрывают того, что в рамках ТС их в первую очередь интересует финансовая поддержка со стороны Астаны и Москвы.
В-третьих, вхождение в Таможенный союз той же Сирии может нанести удар по внешнеполитическому имиджу Казахстана, который, в отличие от российской или белорусской внешней политики, всегда выстраивался с учетом поддержания партнерских отношений с Западом.
В-четвертых, возникает такое ощущение, что ускоренное расширение Таможенного союза главным образом выгодно России, которая, возможно, полагает, что в будущем Белоруссия и Казахстан могут выпасть из этого регионального объединения - после смены власти в этих странах.
И если Астана только начала осторожно критиковать работу ТС, то президент Белоруссии Лукашенко открыто намекал на угрозу выхода своей страны из Таможенного союза, если она не будет видеть экономического эффекта. Более того, в июне этого года, явно не без ведома властей, на форуме белорусских предпринимателей было даже принято решение собрать подписи бизнесменов за выход страны из Таможенного союза. Чем закончилась эта затея - неизвестно, но, при росте аналогичных настроений в Казахстане, в Москве вполне резонно могли принять решение подстраховаться на будущее, лоббируя приглашение в Таможенный союз новых участников, опасаясь развала этой структуры, в случае гипотетического ухода Белоруссии и Казахстана.
Досым Сатпаев
директор "Группы оценки рисков", кандидат политических наук
Источник: forbes.kz