Бурному развитию интернет-торговли в России власти не рады. Но довольствоваться традиционным ритейлом потребители больше не хотят: уж очень скудно и дорого. Глава Федеральной таможенной службы (ФТС) Андрей Бельянинов придумал, как избежать сложностей с доставкой международных посылок российским заказчикам: нужно просто обложить их дополнительным налогом. «Наша Версия» разбиралась, что ждёт российских интернет-покупателей.
С импортных товаров, которые поступают в Россию по почте, граждане платят только пошлину, напомнил Бельянинов, и то лишь в случае, если стоимость товара превышает тысячу евро, в то время как торговля платит ещё НДС, налог на прибыль, пишет Татьяна Шестакова (№ 24 от 24.06.2013). Интернет-магазины получают необоснованное конкурентное преимущество, а экономика теряет, возмущается глава ФТС. По его словам, правительство и ФТС «масштабами интернет-торговли уже озадачены». Правда, пока не понимают, как облагать дополнительными налогами посылки: привязывать размер сборов к размерам посылок или весу, брать налоги с юридических лиц, то есть с интернет-магазинов, или с покупателей.
За что боролись
Последние три года интернет-торговля в России бурно развивается. Растёт число российских интернет-магазинов, растёт число заказов на зарубежных онлайн-ресурсах. По словам Фёдора Вирина из Data Insight, объём розничной электронной торговли в 2012 году составил около 405 млрд рублей, что на 27% больше, чем в 2011 году. Наталья Бахвалова из OZON.ru отмечает, что самыми быстрыми темпами на их ресурсе росли продажи одежды (рост 200%), товаров для дома (100%) и товаров для спорта (88%)
…речь идёт об очередной попытке стрясти ещё денег с граждан, ведь никто не сомневается, что платить за всё будет конечный покупатель…
В первом квартале 2013 года рост ещё более ускорился, и сегодня, по данным исследования Euromonitor International, Россия лидирует среди стран Восточной Европы по объёмам интернет-продаж. Впрочем, по темпам роста нас обгоняет Украина.
Тем не менее резкий рост объёмов интернет-торговли уже привёл к перебоям с доставкой международных бандеролей: в начале года в аэропортах московского авиаузла образовался «тромб» из 500 тонн посылок. Почтовое ведомство винило во всём таможенников, не готовых работать круглосуточно, таможенники – почтовиков. В результате победила ФТС – в отставку был отправлен руководитель «Почты России» Александр Киселёв. На его место назначен бывший президент Tele2 Дмитрий Страшнов. Не нужно быть провидцем, чтобы предположить: если и в осенний пик интернет-заказов случится очередной коллапс, правительство уже невозможно будет убедить в том, что во всём виноваты почтальоны. Так что инициатива главы ФТС в первую очередь – это забота о собственном кресле.
Есть и более серьёзный мотив: ФТС не выполняет план по перечислению сборов в бюджет. За первые пять месяцев 2013 года таможня перечислила в бюджет РФ 2559,5 млрд рублей, что на 2,3% меньше результата аналогичного периода прошлого года. Андрей Бельянинов уже получил за это выговор лично от президента Путина. Привести в качестве оправдания замедление экономики и уход массы малого бизнеса в тень благодаря непродуманным инициативам Минфина по увеличению страховых взносов Бельянинов не может – как показала отставка Суркова, такие оправдания не принимаются. А вот свалить всё на козни иностранных интернет-торговцев и их российских последователей – милое дело.
Кому на Руси жить хорошо
Российские сетевые магазины обрадовались новой инициативе ФТС. Что и следовало ожидать. Ведь на все упрёки в том, что в России товары в 2–3 раза дороже, чем в Европе, традиционные ретейлеры всегда отвечают, что им приходится платить таможенные пошлины, налоги, дорогую аренду, зарплату персоналу. Они давно выступают за то, чтобы фискальными методами уравнять цены в офлайновой и онлайновой торговле.
Между тем, по словам Дмитрия Потапенко из Management Development Group Inc., разговоры о том, что накладные расходы в интернет-торговле меньше, чем в офлайне, – миф. «Затраты на логистику, возвраты и телекоммуникации в интернет-магазине в разы превышают аналогичные затраты обычного магазина», – утверждает он. Это подтверждает и Фёдор Вирин: по его словам, отказы в одежде порой достигают 80%. К тому же, добавляет Александр Иванов, президент Национальной ассоциации дистанционной торговли, традиционные офлайн-торговцы забывают, что на Западе их коллеги тоже платят налоги, арендную плату и зарплату, однако там почему-то цены в магазинах гораздо ниже.
«Самое лучшее, что может сделать государство, – это ничего не делать, не лезть в отношения граждан и бизнеса, – говорит Дмитрий Потапенко. – Считаю, речь идёт об очередной попытке стрясти ещё денег с граждан, ведь никто не сомневается, что платить за всё будет конечный покупатель».
На самом деле потребитель страдает не от величины пошлины, уверяет эксперт. «Средний чек интернет-магазина – около 8 тыс. рублей, – говорит он. – А таможенные пошлины надо платить с покупки, превышающей 1 тыс. евро. Конечно, по закону речь идёт не о разовой покупке, а о суммарных покупках в месяц, но будем реалистами – никто такую базу покупателей не ведёт и отследить, сколько купил гражданин за месяц, невозможно».
По мнению Александра Иванова, даже в случае уплаты пошлины проблема не столько в её размере (30%), сколько в сложности самой уплаты. «Это значит потратить пару дней: ехать куда-то в Бутово, заполнять бумаги, в которых простому потребителю не разобраться, затем вести их в другое место, там получать новые бумаги, опять ехать, попутно забегая в Сбербанк для внесения платежей… Мы предлагаем оплачивать пошлину вместе с оплатой посылки прямо на почте. А почта уже сама всё отправит», – говорит он.
Отечественному производителю ограничения интернет-торговли тоже не помогут: продавать будут всё равно импортное, только дороже. Проблема в том, что у нас ничего не производит экономика, считает Александр Иванов.
И собственных раскрученных брендов нет. «Между тем на Западе многие компании живут на бренде – шьют в том же Китае, но люди платят за бренд, за качество, – говорит он. – Нам нечего продавать. Поэтому везут всё с Запада».
Не трогай то, что работает
Да и вообще, о какой проблеме с интернет-торговлей может идти речь, если на Западе она в разы больше. «В онлайн-торговле за 2012 год было 107 млн продаж. Это 0,7 покупки на душу населения, – говорит Александр Иванов. – Для сравнения: в Германии 1,8 млрд – это без учёта курьерской доставки – только посылки, отправленные Deutsche Post. То есть 20 посылок на душу. В этом году в России ожидается, что продажи перевалят за 150 млн, то есть мы наконец дойдём до 1 посылки на душу». Это при том, отметим, что в Германии посылки доставляются не месяцами, а в течение нескольких дней.
Правда, если брать западный опыт, то следует признать – там таможенные пошлины платятся практически со всех покупок за рубежом. Так, в ЕС пошлинами не облагаются покупки, совершённые внутри Евросоюза, но за покупки за его пределами извольте платить уже при стоимости товара чуть более 20 евро. В Великобритании пошлиной облагаются товары стоимостью свыше 7 фунтов стерлингов. Выделяется разве что Австралия – здесь беспошлинно можно приобрести товаров на 1 тыс. австралийских долларов, что всё равно меньше, чем у нас. Даже соседняя Украина облагает пошлинами товары дороже 300 евро.
По словам Александра Иванова, порог в 1 тыс. евро был установлен во время образования Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии. «Такую планку тогда установил у себя Казахстан, чтобы оживить товарооборот, – поясняет эксперт. – Но так получилось, что именно в этот момент начала бурно развиваться интернет-торговля». Теперь снижение планки возможно только совместно с Россией, Белоруссией и Казахстаном. Но пойдут ли они на это? Вряд ли. Ведь у Белоруссии под боком – Польша, а у Казахстана – Китай. Повысить планку для них означает увеличить контрабандный ввоз товаров, что вряд ли будет способствовать оживлению экономики.
Похоже, в отношении интернет-торговли стоит руководствоваться правилом сисадмина, которое гласит: «Не трогай то, что работает». Даже если это работает вопреки нашим представлениям о том, как оно должно работать.
Источник: versia.ru
Николай Бакрешов, студент кафедры маркетинга МИИТ
Специально для отраслевого портала "Логистика"