
Проблему поставки высокотехнологичной продукции эксперты обсудили в рамках дискуссии «Малый и средний бизнес в госзакупках: миссия выполнима?» на XII всероссийском Форуме-выставке «Госзаказ – за честные закупки».
Вопрос, связанный с поставкой инновационной продукции для госзаказчиков на площадке поднял Председатель Комитета по транспорту Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства Глеб Киндер в своем докладе «Поставки инновационной продукции как эффективный способ снижения государственных расходов».
Специалисты «ОПОРЫ РОССИИ» готовы помочь госкомпаниям с практическим применением вступившего в силу 1 января 2016 года Постановления Правительства РФ от 25 декабря 2015 г. №1442 «О закупках инновационной продукции, высокотехнологичной продукции отдельными видами юридических лиц и внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации». Что касается транспортной отрасли, профильный Комитет общественной организации внесет работу по данному направлению в повестку заседаний рабочей группы по реализации Соглашений о сотрудничестве с ОАО «РЖД» и ГК «Автодор».
По мнению экспертов бизнес-сообщества, на текущий момент инженерный персонал госкомпаний не достаточно понимает объем и приоритетность задач, которые необходимо решить с помощью инновационных товаров.
«Таким образом, на предприятии-изготовителе отсутствует техническое задание. Кроме того, в конкурсную документацию не заложены необходимые для поставки инновационной продукции технические требования. Иными словами, есть ГОСТы, регламенты и другие стандарты, по которым производится та или иная продукция. Инновационная же продукция, как правило, не соответствует данным техническим условиям - она разрабатывается по отличным техрешениям. Однако, на практике изменения тендеров под инновации практически не происходит. А поставить данную продукцию в рамках существующих заказов, заявок, которые отторговывают госкомпаниии, практически невозможно», - рассказал Глеб Киндер.
Существует еще один барьер – это HR-проблема. Многие ответственные работники инженерного персонала и подразделений госкомпаний, отвечающих за закупки, не готовы брать на себя ответственность за поставки современных решений, так как это требует системных изменений. Консервация ранее наработанных решений (и как следствие – ранее наработанных поставщиков) ставится выше, чем задачи экономии и снижения расходов. По словам экспертов, если в течение контракта жизненного цикла использование приоритетной продукции дает ощутимую экономию бюджетных средств, то предпочтение в закупке необходимо давать ей, даже при условии, что стоит дороже менее современных аналогов. Снижение расходов при использовании высокотехнологичной продукции также может быть обусловлено экономическим эффектом от энергосбережения, от больших межремотных сроков, от улучшения технических характеристик и другим причинам.
«Мы наблюдаем очень слабую мотивацию сотрудников госкомпаний из соответствующих подразделений. Они практически не помогают инновационным предприятиям из регионов РФ в формировании удобных требований для заказа или, например, корректных сроков изготовления данной продукции. Надеемся, что коллеги из числа госзаказчиков, в том числе в транспортной сфере, дополнительно обратят на эту внимание», - резюмировал Глеб Киндер.