Группа Компаний «Балтика-Транс», на протяжении 15 лет занимающая международными мультимодальными грузоперевозками, активно отслеживает современные изменения структуры поставок плодоовощной продукции в России.
Изменения прежде всего коснулись географии поставок овощей и фруктов. Если раньше основной объем продукции приходился на европейских страны, то сейчас поставки осуществляются из Южной Африки, Латинской Америки, Турции, Египта, Китая. И основной проблемой транспортировки становится соблюдение специальных санитарных требований и стандартов (в основном это соблюдение температурного режима), предъявляемые к транспортировке таких продуктов, диктуемая сроком жизни товара.
Введение санкций внесло определенные коррективы по точкам ввоза грузов на территорию страны. Если раньше на долю автотранспортных перевозок фруктов и овощей преобладала, то сейчас, со сменой страны-происхождения товара эти поставки осуществляются в основном морскими линиями.
Изменение способа доставки вынудили многие крупные федеральные торговые сети организовывать дополнительные распределительные центры в центре России для консолидации потока рефрижераторных грузов, поступающих из основных портов ввоза - Санкт-Петербург, Новороссийск. Раньше схема предусматривала прямую доставку до удаленных распределительных центров, теперь же требуется консолидация товаропотока в средней полосе России, откуда грузы уходят вглубь России.
Следствием чего стало увеличение времени доставки – если из Европы груз прибывал в среднем за 2 недели, то из Южной Африки и Латинской Америки этот срок увеличился до 1 месяца.
К концу года аналитики отмечают и изменения в структуре среднего чека в сетевом продуктовом ритейлере. Если раньше в чеке доля фруктов и овощей была достаточно значимой вне зависимости от сезонности, то сейчас в нем преобладают продукты с относительно длительным сроком хранения - крупы, консервация; доля же фруктов-овощей - сократилась. Можно уверенно говорить, что закрытие канала импорта плодоовощной продукции из Европы и курсовые скачки отразятся и на закупочных ценах. Ожидание увеличения цен в зимний период совершенно оправдано, поскольку у сетевых ритейлеров уже не будет возможности заполнять прилавки местными сезонными продуктами.
Существенным моментом для всесезонной торговли плодоовощной продукцией по-прежнему остается острая проблема сохранности выращенного. К сожалению, в России не хватает складов длительного хранения, отсутствует и понимание правильной упаковки продукции при хранении. Можно уверенно говорить, что без государственной поддержки отрасли в этом вопросе не справится, ведь речь идет о существенных вложениях в строительство в инфраструктуру отрасли.
Еще один момент, который также может отразится на стоимости продукции - ужесточение регламентов контроля за перевесом, вследствие чего станет увеличение стоимости перевозки на тонну груза. Конечно, этот момент отразится в цене конечного продукта не так существенно, как курсовые скачки валют, но удорожание в пределах 5-10% вполне вероятно. "Для перевозчика снижение веса контейнера - это дополнительная возможность заработать, ведь в этом случае он повезут не три контейнера, а четыре. Вся нагрузка ложится в итоге на конечного потребителя",- поясняет ситуацию заместитель генерального директора ГК "Балтика-Транс" Ирина Капитанова.