Логистика под давлением распродаж
Каждый ноябрь для логистического рынка превращается в настоящую гонку. Стремление ритейлеров подготовиться к «Черной пятнице» и новогодним праздникам поднимает спрос на перевозки на 20–50%. Это не просто сезонное оживление, а серьёзный стресс-тест для всей цепочки поставок.
География спроса
По данным ГК «Деловые Линии», максимальный рост запросов на перевозки фиксируется в:
- Дальневосточном ФО (+32%),
- Северо-Западном ФО (+31%),
- Приволжском ФО (+27%).
Тройку лидеров среди городов по увеличению числа отправок возглавляют Казань (+39%), Челябинск (+32%) и Санкт-Петербург (+32%). Эти регионы активно перестраивают логистику, чтобы справляться с возрастающими объемами.
Ключевые товарные категории
На пике спроса оказываются товары с высокой маржинальностью и быстрым оборотом:
- Электроника (+30%) — от смартфонов до ноутбуков.
- Игрушки (+37%) — как правило, закупаются к Новому году.
- Одежда, бытовая техника и товары народного потребления — стабильно в лидерах по объемам.
Как логисты справляются с пиковыми нагрузками
Технологии и адаптация цепочек поставок
Многие транспортные компании делают ставку на развитие IT-решений и модернизацию инфраструктуры. По словам Романа Судоргина (Main Transport), в Дальневосточном регионе растущие объемы отправок связаны с развитием складской инфраструктуры. Теперь товары из Китая часто идут напрямую в регионы, минуя московские склады.
Тенденция также отражается на Северо-Западе: здесь растет экспорт, тогда как импорт постепенно снижается. Это заставляет логистов перестраивать маршруты, оптимизировать контейнерные перевозки и быстрее реагировать на изменения в запросах клиентов.
Рост срочности доставки
Егор Тарасов («РОКОТТ Транс») отмечает, что в сезон распродаж срочность доставки становится критическим фактором. Средний чек клиента в этот период увеличивается на 20–25%, что обусловлено необходимостью оперативной обработки заказов и больших объемов отправок.
Сложности и вызовы: что мешает эффективной работе
Сезон распродаж традиционно связан с рядом трудностей:
- Нехватка контейнеров. Увеличение объема грузов из Китая часто приводит к дефициту контейнеров для морских перевозок.
- Задержки на таможне. Рост объемов импорта перегружает пункты пропуска, увеличивая сроки оформления.
- Инфраструктурные ограничения. В некоторых регионах транспортная сеть не справляется с возрастающим спросом, что требует гибкой логистической адаптации.
Что ждет рынок в ближайшем будущем
Эксперты прогнозируют, что период высокой активности в логистике больше не ограничится ноябрем и декабрем. Михаил Коптев («Скиф-Карго») отмечает, что спрос начинает расти уже в октябре, а стабилизируется только к середине февраля.
Маркетплейсы играют ключевую роль в расширении «высокого сезона». Их развитие стимулирует перевозчиков к внедрению новых технологий, улучшению логистических мощностей и сокращению издержек.
Игорь Генза («ДА-ТРАНС») подчеркивает: «Мы наблюдаем переход к более гибким и устойчивым цепочкам поставок. Компании учатся работать в условиях постоянных изменений, делая ставку на локальные склады и маршруты».
Логистика в период «Черной пятницы» становится не просто инструментом доставки, а стратегическим преимуществом. Побеждают те, кто может быстро адаптироваться к нагрузкам, минимизировать риски и обеспечить стабильную работу всей цепочки поставок.
Для профессионалов рынка этот период — не только вызов, но и возможность продемонстрировать свой опыт и гибкость, закладывая фундамент для успешного будущего.