Рынок электронной коммерции в России за прошедшие два года адаптировался к новым условиям. Рост доли онлайн-продаж говорит о возрастающей популярности интернет-покупок. Однако, чтобы оставаться востребованными, от ритейлеров требуется все больше усилий. Бурный рост e-commerce существенно трансформирует логистический бизнес, который сейчас оказался под давлением сразу нескольких мощных факторов. О том, какую логистическую стратегию выбрать компании, которая хочет продавать онлайн, рассказали в Яндекс Доставке.
По данным Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), за последние три года доля интернет-заказов у крупных ритейлеров увеличилась в два раза. А объем доставки в 2023 году вырос на 40%. Особенно быстро набирают популярность экспресс-сценарии, так как люди привыкли оперативно получать товары.
Инвестиции не в развитие
Эффективная логистика выделяет бизнес любого профиля и размера на фоне конкурентов. При этом именно заключительный этап транспортировки заказа от склада до потребителя, «последняя миля», напрямую влияет на удовлетворенность и лояльность клиента. От того, насколько хорошо организован процесс, зависит желание и впредь покупать у конкретного ритейлера.
Однако на рынке логистики присутствуют барьеры, которые создают серьезные препятствия для эффективной реализации логистической стратегии.
Один из ключевых вызовов — устаревание транспорта. После сокращения иностранного импорта обновление автомобилей стало достаточно затратным. По этой причине компании стремятся бережнее использовать свой автопарк, чтобы максимально продлить срок эксплуатации машин.
Другой проблемой для сферы доставки и рынка логистики стала инфляция стоимости рабочей силы. Высокая конкуренция за водителей, курьеров, грузчиков, складских сотрудников приводит к росту доходов в отрасли.
В ситуации, когда у компании низкая плотность заказов — то есть заказов в работе намного меньше, чем автомобилей и курьеров в штате — появляются операционные издержки из-за простоя ресурсов. При этом бизнесу все равно необходимо выделять средства на содержание курьеров и транспортных средств. В таком случае выгоднее передавать часть логистических процессов на аутсорс.
Доставка: своя или на аутсорсе?
Прорабатывая вопросы логистики, руководители компании должны ответить себе на вопрос: стоит ли развивать собственный штат курьеров и водителей или эффективнее делегировать доставку стороннему исполнителю. Сотрудничество с логистическими партнерами снимет с заказчика некоторые задачи и позволит сфокусироваться на развитии бизнеса.
Возможен и гибридный формат. Когда собственный автопарк не справляется в пиковые периоды — например, во время сезонного спроса, особенно в период осенних распродаж и перед новогодними праздниками, когда спрос на доставку по всей стране возрастает в разы. Логистический подрядчик поможет гибко планировать работу и быстро масштабировать объемы доставки.
Содержание собственного штата курьеров окупается, как правило, только в том случае, если у компании небольшой объемов заказов, и их выполнение могут закрыть несколько человек. При росте бизнеса некоторые игроки пытаются масштабировать эту схему, но часто сталкиваются с необходимостью инвестирования в транспорт и найм дополнительного персонала.
Отдельно стоит отметить, что под конец года — то есть в самый активный сезон для продавцов и предпринимателей — для удержания сервиса на высоком уровне и обеспечения бесперебойной работы логистики, бизнесам необходимо решить несколько ключевых задач:
- оценить объем товаров в наличии — особенно тех, которые, по прогнозам, пользуются наибольшим спросом в период распродаж;
- оценить кадровые ресурсы — необходимо рассчитать, хватает ли собственного персонала, и при необходимости просчитать, каким образом лучше увеличить объем ресурсов: через собственный найм или через аутсорс кадровых процессов;
- подготовить складское помещение или пространство, в котором хранятся товары — например, добавить больше стеллажей и грамотно организовать помещение, чтобы товары не потерялись и их можно было легко найти и отправить;
- спланировать логистику — важно избегать простоев или, наоборот, перегруженности транспорта;
- не пренебрегать цифровыми решениями — речь о них пойдет ниже.
Оптимизация в «цифре»
С помощью цифровых решений затраты на логистику можно снизить в среднем на 15-20%, заодно повысить ее эффективность за счет оптимизации. Например, уже нет необходимости вручную обрабатывать заказы, вносить данные в таблицы и продумывать маршруты. Этот способ давно устарел, он лишь повышает риск ошибок из-за человеческого фактора, при этом скорость обработки заказов, особенно в пиковые часы, низкая.
Современные решения для маршрутизации позволят автоматизировать множество операций. Система сама соберет и проанализирует информацию о заказе в режиме реального времени и построит оптимальный маршрут доставки. В среднем она способна за 10-15 минут проанализировать около 300 параметров, включая работу складов и габариты грузов.
Умные алгоритмы также учтут трафик на пути доставки и даже погодные условия. В итоге удастся не только избежать простоев, но уплотнить число заказов на одном маршруте и задействовать меньше машин. Именно такая «умная» логистика, соответствующая требованиям времени, поможет наладить процесс.
При текущем состоянии рынка логистики многие бизнесы делают выбор в пользу технологических решений, так как это вложения в будущее, а не вынужденные меры, которые приходится принимать под давлением обстоятельств. Хотите расти и масштабироваться, думайте в эту сторону.
Автор: Дмитрий Бардыш, директор по развитию бизнеса сервиса Яндекс Доставка