«Мегамаркет» переходит на экспресс-доставку: новая стратегия и вызовы для участников рынка

Новая эра доставки: от ПВЗ к экспрессу

С начала 2024 года «Мегамаркет» отказался от традиционной доставки в постаматы и пункты выдачи заказов (ПВЗ), полностью перейдя на модель экспресс-доставки по клику. Центральным элементом этой стратегии стали бывшие помещения Ikea, переоборудованные в склады. На конец года функционировали 12 таких объектов, что позволило маркетплейсу управлять всей цепочкой доставки по модели FBO (Fulfillment by Operator).

По данным компании, ключевая цель трансформации — предложить потребителям максимально удобный и быстрый формат получения заказов. Благодаря партнёрству с «Самокатом» заказ поступает в ближайший даркстор, откуда курьер может доставить его клиенту всего за 15 минут.

Реакция участников рынка

Не все продавцы оценили новую стратегию. Для многих отказ от системы FBS (Fulfillment by Seller) стал неожиданностью. Компании, чьи товары хранились на закрывающихся складах «Мегамаркета», столкнулись с необходимостью срочного вывоза продукции. Хотя маркетплейс предложил крупным партнёрам бесплатную транспортировку на новые склады, часть поставок остаётся нерешённой проблемой.

По словам основателя «Клуба продавцов на маркетплейсах» Ильи Бухарина, немногие продавцы согласились работать по новой системе FBO, что связано с ограничением зон доставки и снижением интереса покупателей к платформе.

Экспресс-доставка: плюсы и минусы для логистики

С одной стороны, переход на FBO позволяет «Мегамаркету» оптимизировать внутренние процессы: собственные склады обеспечивают контроль над запасами, а интеграция с «Самокатом» снижает время доставки. Однако модель требует значительных инвестиций в инфраструктуру и вызывает риски, связанные с зависимостью от партнёров.

Для продавцов новая система стала вызовом. Те, кто решил продолжать сотрудничество, вынуждены адаптировать свои товарные матрицы под высокоскоростную доставку. Например, компании из сегмента электроники, такие как «М.Видео» и «Эльдорадо», начали использовать собственные курьерские службы, чтобы обеспечить привычный уровень сервиса.

Будущее форматов доставки

Отказ от постаматов и ПВЗ кажется спорным шагом на фоне популярности этих форматов в ритейле. На сайте «Мегамаркета» указано, что у компании более 65 000 пунктов выдачи, однако на практике функция их выбора недоступна. В Москве остался только один действующий ПВЗ, что ограничивает возможности для клиентов, предпочитающих самостоятельный вывоз.

Параллельно растёт интерес к альтернативным моделям доставки. Например, крупные ритейлеры, такие как Metro и «Лента», продолжают использовать систему DBS (Delivery by Seller), сохраняя гибкость и независимость в управлении логистикой.

Выводы для профессионального сообщества

Переход «Мегамаркета» на экспресс-доставку иллюстрирует ключевую тенденцию в e-commerce: ускорение всех этапов цепочки поставок становится решающим конкурентным фактором. Однако успех таких трансформаций зависит от готовности всей экосистемы — от продавцов до логистических партнёров.

Для логистов это не только вызов, но и возможность: адаптация процессов под потребности экспресс-доставки может стать новым драйвером роста. Вопрос лишь в том, как быстро игроки рынка смогут подстроиться под новые реалии и какие форматы доставки в конечном итоге окажутся наиболее устойчивыми.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости