Трансформация логистики: как предновогодний бум меняет правила игры
С приближением Нового года логистическая отрасль сталкивается с новыми вызовами: стремительный рост объемов интернет-торговли и изменившиеся потребительские привычки требуют пересмотра привычных моделей грузоперевозок. Участники рынка, такие как «Скиф-Карго», «Деловые Линии» и NC Logistic, фиксируют заметные изменения в объемах, частоте и формате доставки товаров.
Рост eCommerce и дробление грузов
Интернет-торговля продолжает демонстрировать рекордный рост. По данным Data Insight, объем продаж eCommerce в 2024 году достигнет 10,7 трлн рублей, увеличившись на 36%. Количество заказов превысит 7 миллиардов, что на 40% больше, чем годом ранее.
Этот рост сопровождается изменениями в логистике:
- Увеличение количества мелких партий поставок.
- Частота заказов растет, а их средний объем уменьшается.
Артем Васканян, замгендиректора по логистике NC Logistic, объясняет:
«Современная модель потребления изменила характер покупок. Благодаря развитию интернет-торговли у людей исчезла необходимость планировать покупки на долгий срок. Частота покупок увеличилась, а средний объем товара за одну доставку уменьшился».
Мелкие партии грузов усложняют логистические процессы. Один заказ часто разбивается на несколько партий, требующих отдельных маршрутов, что увеличивает нагрузку на операторов.
Новые категории и их особенности
Перед праздниками логисты фиксируют изменения в категориях товаров. Например:
- «Скиф-Карго» отмечает рост перевозок косметики и парфюмерии.
- «Деловые Линии» сообщили о шестиразовом увеличении доставки аквариумов и 67%-м росте швейной фурнитуры.
- ПЭК фиксирует прирост на 67% в доставке одежды, а также рост перевозки личных вещей на 10%.
Кроме того, на маркетплейсах растет популярность крупногабаритных товаров: мебель, бытовая техника и другие позиции, которые ранее не ассоциировались с онлайн-покупками. Это требует пересмотра логистической инфраструктуры.
Рациональность поставщиков и экономия ресурсов
Современные реалии диктуют новые подходы к управлению поставками. Юрий Коробейников, директор по продажам «Скиф-Карго», отмечает, поставщики отказались от практики закупки впрок и стали рационально относиться к складским запасам. Товары отгружаются небольшими партиями, но чаще, что помогает избежать неликвидов и снизить издержки.
Такая стратегия приводит к снижению нагрузки на склады, но увеличивает сложность логистических цепочек.
Дробление цепочек и оптимизация маршрутов
Логистические компании также сталкиваются с усложнением маршрутов. Из-за внешних ограничений привычные транспортные схемы нарушены, что требует пересмотра подходов:
- Использование нескольких видов транспорта.
- Увеличение числа перевозок одной партии груза.
Юрий Коробейников добавляет:
«Это вызов для логистов – оптимизировать рабочие цепочки таким образом, чтобы возить чаще и быстрее».
Вызовы и перспективы
Потребительские привычки продолжают трансформировать рынок логистики. Онлайн-торговля, частота заказов и изменения в форматах доставки требуют гибкости и инновационного подхода.
Предновогодний бум становится лакмусовой бумажкой для отрасли: успешное решение этих задач сегодня закладывает основу для долгосрочного роста и эффективности в будущем.