
В 2024 году в городах-миллионниках России число ПВЗ выросло на 32,4%, тогда как количество постаматов сократилось на 4,5%. В чём причина сдвига в логистической инфраструктуре e-commerce — и какие риски уже видят участники рынка?
География роста: от Москвы до Сибири
По данным геосервиса 2ГИС, на июнь 2025 года в крупнейших городах России работает 51,1 тыс. ПВЗ — на 32,4% больше, чем годом ранее. Наибольший прирост зафиксирован в Новосибирске (+41,2%), Челябинске (+40,9%) и Нижнем Новгороде (+40%). Даже в насыщенных локациях, таких как Москва (16,5 тыс. ПВЗ) и Санкт-Петербург (8,3 тыс.), годовой прирост составляет 29% и 32,5% соответственно.
«Яндекс Маркет» отчитался о 15 тыс. активных пунктов, а Wildberries сообщил о запуске более 21 тыс. новых ПВЗ за первое полугодие — это на 51% больше прошлогоднего значения. Активная экспансия идет в регионы: Кавказ, Юг, Сибирь.
Почему ПВЗ выигрывают у постаматов
Снижение числа постаматов — минус 4,5% за год — объясняется сразу несколькими факторами:
-
Ограниченный функционал: невозможно примерить товар, сложный возврат;
-
Низкая гибкость по объему заказов: ограниченный размер ячеек;
-
Предпочтения маркетплейсов: ПВЗ позволяют повышать комплектность заказов, в т.ч. крупногабаритных.
По оценке Михаила Бурмистрова (Infoline-Аналитика), формат ПВЗ более универсален как для потребителей, так и для логистической стратегии e-commerce.
ПВЗ как формат «входа в бизнес»
Ускорение роста ПВЗ связано с активностью начинающих предпринимателей. Как отмечает гендиректор XWAY Антон Ларин, входной порог — от 200 тыс. руб., а первые клиенты появляются почти сразу. Такой формат значительно проще по реализации, чем кофейня или салон.
Маркетплейсы поддерживают развитие сети стимулирующими выплатами и маркетинговой поддержкой, особенно в «белых зонах» (локациях с недостатком покрытия).
Скрытые риски: насыщенность и отложенное торможение
Однако на фоне бурного роста появляются и признаки перегрева:
-
По данным Franshiza.ru, в период с декабря 2024 по февраль 2025 спрос на франшизы ПВЗ снизился на 14% год к году и на 23% по сравнению с 2023 годом.
-
Причины: насыщенность рынка, снижение рентабельности, рост конкуренции и осторожность более опытных предпринимателей.
Это может привести к замедлению темпов открытия ПВЗ в ближайшие кварталы — особенно в крупных городах, где структура уже близка к насыщению.
Вывод: «логистика последней мили» уходит в глубину регионов
ПВЗ остаются ключевым звеном логистики маркетплейсов. Рост продолжается, но его характер меняется: от масштабной экспансии — к более точечной и стратегической. Для инвесторов это означает: выигрывают те, кто успел занять локации с перспективным спросом и умеет выстраивать сервис с высокой операционной дисциплиной.