Информационно-аналитическое агентство TelecomDaily представило результаты исследования состояния российского рынка курьерских услуг. TelecomDaily опросило представителей компаний, использующих курьерскую доставку (интернет-магазины, логистические компании, курьерские службы и т.п.).
Заказ товаров самых разных категорий онлайн превратился в повседневную практику, при этом требования покупателей к скорости и качеству доставки растут. Наличие быстрой курьерской доставки стало стандартом сервиса в ритейле.
Около 65% респондентов, использующих курьерскую доставку, отметили рост объема заказов за последний год. Среди основных причин роста спроса на доставку опрошенные выделяют развитие интернет-торговли и маркетплейсов (32%), повышение качества сервиса (29%) и изменение потребительского поведения (26%).
Причины изменения спроса на доставку курьерами
Растущие объемы заказов на доставку требуют большего числа курьеров. Так, практически половина (около 48%) респондентов отмечают рост количества задействованных курьеров в сравнении с прошлым годом. Большинству компаний не удается удовлетворять растущий спрос на доставку собственными силами. Поэтому около 71% компаний, имеющих в штате собственных курьеров, привлекают к доставке сторонние организации.
Рост скорости и объемов доставки влияет и на выбор ее формата: 62% опрошенных компаний прибегают к услугам курьеров только на автотранспорте, а 23% компаний используют и пеших курьеров, и курьеров на автотранспорте. Только 15% опрошенных используют исключительно пеших курьеров и курьеров на средствах индивидуальной мобильности (велосипеды, самокаты и т.д.).
Курьеры: пешие и на автотранспорте
Около 66% ритейлеров, имеющих собственный штат курьеров, и логистических компаний указали на рост затрат на исполнителей за последний год. Менее трети компаний отметили, что затраты на курьеров за год не изменились, и лишь 1%, что затраты на исполнителей снизились.
Драйвером роста затрат на курьеров, прежде всего, стало повышение спроса на их услуги со стороны компаний и потребителей – об этом упомянули 63% опрошенных. Среди других причин увеличения затрат на курьеров респонденты называют инфляцию и рост стоимости жизни (43%), повышение стандартов труда и социальных гарантий для курьеров (34%), конкуренцию компаний за курьеров (28%), недостаток курьеров на рынке (21%).
Затраты на курьеров: факторы роста
На рынке практикуется сдельная оплата труда курьеров. Около 75% респондентов отметили, что на размер дохода курьеров влияют количество выполняемых заказов, а 59% отметили среди таких факторов количество времени, потраченного на доставки (59%). Для мотивации и удержания курьеров компании используют системы денежных поощрений. Так, 37% опрошенных упомянули, что на доход курьеров влияют бонусы и премии. Только около 7% опрошенных сообщили, что курьеры работают по фиксированным ставкам, их доходы не зависят от количества доставленных товаров и затраченного на это времени.
Факторы влияния на доход курьеров
Среди основных трендов рынка курьерских услуг участники опроса выделяют рост использования автоматизированных систем отслеживания и управления доставкой (около 57%), рост конкуренции между курьерскими службами (около 55%) и внедрение новых моделей бизнеса в сфере доставки, например, партнерских программ (около 40%).
Результаты опроса представителей курьерских компаний о затратах на курьеров косвенно подтверждают официальную статистику. Согласно данным Росстата, зарплаты в отрасли “Деятельность курьерская” растут быстрее, чем выручка в этой отрасли. В 2022 году зарплаты выросли на 15% год к году, а выручка — только на 9%. Это означает, что расходы на персонал растут быстрее, чем доходы организаций.
При этом зарплаты по отрасли “Деятельность курьерская” растут быстрее, чем в среднем по стране. В 2022 году в секторе наблюдался рост зарплат 15% год к году против 14% в среднем по всем секторам экономики.
По некоторым направлениям “Деятельности курьерской” (например, доставка транспортом) рост заработных плат достигает 41% год к году.
Рост доходов курьеров – один из основных факторов увеличения цены доставки «до двери». В 2022 году доход рос по объективным причинам, в том числе с развитием e-commerce и большего спроса на курьеров, а также по мере миграции населения.
Среднемесячный доход курьеров, а вслед за ним стоимость доставки «до двери», скорее всего, будут расти и в 2023 году. Дефицит курьеров, вероятнее всего, останется и будет ощущаться все сильнее – в том числе, из-за рекордно низкого уровня безработицы.
Методика исследования
Для получения информации о текущем состоянии дел в сфере организации курьерской доставки проведено кабинетное исследование, а также опрос в форме онлайн-анкетирования 200 респондентов – представителей компаний, использующих курьерскую доставку.