Последние дни уходящего года станут испытанием для служб доставки в условиях всплеска спроса и погодных условий, затрудняющих работу курьеров, сошлись во мнении большинство российских интернет-ритейлеров, опрошенных* сервисом внутригородской доставки «Даркстор у дома». При этом оказалось, что свыше трети россиян намерены закупиться подарками за два-три дня до Нового года, а 6% — в последний момент. Две трети опрошенных онлайн-магазинов призывают определиться с подарками не позднее 24 декабря, чтобы гарантированно получить подарок до нового года.
Свыше двух третей россиян планируют заказывать подарки онлайн — в интернет-магазинах (67%) и на маркетплейсах (73%). По сравнению с декабрем прошлого года, когда «Даркстор у дома» проводил аналогичный опрос, доля планирующих купить подарки онлайн заметно выросла. Абсолютное большинство респондентов намерены получить свой заказ, оформив доставку в ПВЗ, на дом или в офис.
При этом оказалось, что свыше трети респондентов (35%) намерены закупиться подарками за два-три дня до Нового года, а 6% — в последний момент.
При этом почти все опрошенные онлайн-ритейлеры (92%) призвали заказывать подарки с доставкой не позднее 24 декабря — то есть как минимум за неделю до Нового года, чтобы избежать возможных проблем с получением товара, а 44% — как минимум за две недели. Каждый второй опрошенный ритейлер в прошлом году фиксировал сбои в доставке в последние дни перед новым годом.
Всплеск спроса (60%), погодные условия (56%) и дефицит курьеров (48%) — три ключевых фактора, которые приводят к сбоям в доставке в предновогодний сезон, считают респонденты из числа опрошенных ритейлеров.
«Декабрь, а особенно последняя неделя уходящего года — самый напряженный период для служб доставки. Количество заказов в декабре превышает среднее количество заказов в иные месяцы на 70%, — комментирует сооснователь „Даркстор у дома“ Кирилл Чеканов. — Соответственно, всплеск числа заказов сопровождается ростом количества различных неприятных ситуаций: отмен или переносов заказов, срыв сроков или порча товара при перевозке. В этом году в Москве и Санкт-Петербурге ситуация усугубилась в связи с сильным похолоданием и гололедицей. Поэтому чтобы получить товар, заказанный онлайн, в срок, стоит оформлять заказы заблаговременно и, на мой взгляд, не планировать дату доставки позднее 26 декабря».
Если же потребитель заказывает товар в последние дни перед Новым годом, Чеканов рекомендует заказать экспресс-доставку «день в день», а на другой день.
«Лучше заказать с доставкой через час и сразу понять, приедет товар или нет, чем ждать день или два и обнаружить, что доставку перенесли на несколько дней — зачастую без уведомления, — так как товара нет на складе или из-за других сбоев в цепочке. Таким образом потребитель сможет обезопасить свой праздник и вовремя принять решение о покупке товара у другого продавца», — объясняет он.
Еще один риск для клиентов, которые решили заказать подарок в последние дни уходящего года — переплата за логистику последней мили, то есть, за путь курьера от склада до двери клиента, отмечает Чеканов.
«Доставка последней мили как правило не включена в стоимость товара, выставляется отдельно в момент заказа и оказывает значительное влияние на финальную стоимость товара для тех, кто хочет получить товар срочно. Если вы планируете оформить покупку в последние дни перед новым годом, то я рекомендую заказывать товары на любом из известных маркетплейсов. Во-первых, маркетплейс — дополнительный гарант, что товар доберется до вас вовремя. Во-вторых, на маркетплейсах стоимость доставки как правило фиксирована для конечного потребителя и это поможет сэкономить на доставке» — заключает он.
Наибольшей популярностью в экспресс-доставке в новогодние праздники будут пользоваться дорогостоящие товары, такие как бытовая техника и электроника, так как наценка за доставку на такие товары не так ощутима, как на более дешевые позиции.
Вопросы потребителям:
Как вы планируете покупать подарки — онлайн или оффлайн? Можно выбрать несколько вариантов ответа
Декабрь 2023, % |
Декабрь 2022, % |
|
На маркетплейсе |
73 |
64 |
В интернет-магазине |
67 |
61 |
В оффлайн-магазине |
40 |
44 |
Как вы намерены забрать товар из онлайн-магазина?
% опрошенных |
|
Доставка |
86 |
Самовывоз |
14 |
Когда россияне планируют покупать новогодние подарки
% опрошенных |
|
За три-четыре недели и ранее / уже купил(а) |
13 |
За пару недель до нового года |
46 |
За два-три дня |
35 |
В последний момент |
6 |
Вопросы ритейлерам:
Сталкивались ли вы со сбоями в доставке в последнюю предновогоднюю неделю? Какая примерно доля заказов была доставлена со сбоями?
% опрошенных |
|
0-10% заказов |
14 |
10-32% заказов |
36 |
33-50% заказов |
28 |
50-75% заказов |
16 |
Свыше 75% заказов |
6 |
Какое время, по мнению онлайн-ритейлеров, наиболее оптимально для покупки подарков перед Новым годом
% опрошенных |
|
За 4 недели и ранее |
17 |
За 3 недели |
31 |
За пару недель |
44 |
В начале последней недели |
5 |
В последние дни перед Новым годом |
3 |
* Опрос проведен в начале декабря методом онлайн-анкетирования среди 1,5 тыс. россиян в возрасте старше 18 лет и 1 тыс. интернет-магазинов по всей стране.