Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) направила в Минпромторг предложения по ужесточению контроля за оборотом контрафактной продукции на маркетплейсах. В предложениях акцент сделан на интеграции баз данных маркетплейсов с реестрами Роспатента и создании единой процедуры реагирования на жалобы правообладателей.
В рамках предложенных мер РАТЭК настаивает на расширении ответственности маркетплейсов за продажу подделок, блокировке всех транзакций продавца, нарушившего права правообладателя, и регистрации правообладателей на онлайн-площадках по аналогии с Таможенным реестром объектов интеллектуальной собственности. Это должно помочь предотвращать попадание контрафакта на маркетплейсы еще на стадии размещения товара.
Проблема контрафакта в сегменте техники и электроники практически отсутствует, однако она остро стоит в категориях недорогих товаров, таких как наушники, часы, зарядные устройства, детские игрушки и одежда. Маркетплейсы активно сотрудничают с правообладателями, снижая время на блокировку страниц с подделками. Ozon, Wildberries и «Яндекс.Маркет» уже внедрили или развивают свои системы защиты от контрафакта.
Представитель Wildberries отметил, что площадка уже интегрировалась с реестрами Роспатента и проверяет данные правообладателя через реестр держателей товарных знаков. В Ozon и «Яндекс.Маркете» также подтвердили, что самостоятельно развивают меры по защите покупателей от подделок.