Курьеризация на максималках: «Мегамаркет» отказывается от пунктов выдачи и постаматов

Крупный игрок российского eCommerce, маркетплейс «Мегамаркет», в январе 2025 года радикально пересмотрит свою логистическую модель, сосредоточившись исключительно на курьерской доставке. Операции будут ограничены регионами с наличием складов, оборудованных на площадях бывших магазинов Ikea.

Эта стратегия предусматривает отказ от системы FBS (доставка со склада продавца), пунктов выдачи заказов (ПВЗ) и постаматов. На первый взгляд, это может показаться шагом назад, но на деле является частью смелой стратегии, призванной оптимизировать пользовательский опыт, усилить контроль за логистикой и ускорить доставку.

Что изменится для рынка и партнеров?

Среди ключевых перемен, которые ждут партнеров и пользователей:

  • Отказ от FBS: продавцы смогут хранить товары только на складах «Мегамаркета». Это позволит унифицировать процессы сборки и доставки, но снизит гибкость для партнеров.
  • Ограничение географии доставки: товары будут доступны только в регионах с экспресс-складами. Ассортимент будет адаптирован под локальные склады, что напоминает подход Ozon Fresh.
  • Полный отказ от ПВЗ и постаматов: вместо этого компания делает ставку на курьерскую доставку «до двери».

Особенность нового подхода — акцент на «товарах для ежедневного использования», включая одежду, косметику, продукты питания и мелкую бытовую технику.

«Покупатели смогут заказывать товары, доступные на ближайших складах, с доставкой в течение нескольких часов. Формат день-в-день станет новым стандартом для нас», — сообщает представитель «Мегамаркета».

Почему уходят ПВЗ и постаматы?

Решение отказаться от ПВЗ и постаматов стало неожиданным для рынка, учитывая их популярность у покупателей. Однако в «Мегамаркете» сочли этот формат менее эффективным.

Владелец крупной сети ПВЗ, который планировал сотрудничество с «Мегамаркетом», рассказал, что его запрос на открытие брендированных пунктов остался без ответа. По словам одного из категорийных менеджеров маркетплейса, в компании посчитали ПВЗ недостаточно результативным инструментом.

Ставка на курьеров выглядит более перспективной для решения двух задач:

  1. Ускорение доставки — минимизация времени от размещения заказа до его получения.
  2. Оптимизация логистических цепочек — сокращение затрат на содержание инфраструктуры и распределение ресурсов.

Преимущества и вызовы курьерской модели

Курьерская модель на базе складов открывает новые горизонты, но сопровождается и вызовами.

  1. Ассортимент под ограничениями:
    Параметры доставки (вес до 15 кг и размеры, помещающиеся в курьерскую сумку) ограничивают доступный ассортимент. Для крупных товаров потребуется иная инфраструктура, которую сейчас развивает, например, Ozon Fresh.

  2. Инфраструктурная зависимость:
    Склады на базе Ikea — ограниченный ресурс. Эксперты считают, что расширение географии без задействования мощностей партнеров, таких как «Самокат», невозможно.

  3. Партнерский конфликт:
    Новая модель вызывает неоднозначную реакцию у продавцов, многие из которых говорят о намерении покинуть площадку.

«Для продавцов одежды быстрая доставка может стать драйвером продаж, но она накладывает риски возвратов, что не всегда экономически выгодно», — отмечает один из ритейлеров.

Ключевые преимущества для пользователей

Для конечного покупателя преимущества очевидны:

  • Экспресс-доставка в течение нескольких часов.
  • Ассортимент товаров повседневного спроса, адаптированный под запросы локального рынка.
  • Возможность быстро вернуть неподошедший товар, особенно одежду, после примерки.

Эти элементы стратегии делают «Мегамаркет» сильным конкурентом таких игроков, как «Яндекс Лавка» и Ozon Fresh.

Рынок в ожидании перемен

Эксперты считают, что успех новой модели «Мегамаркета» будет зависеть от двух факторов:

  1. Способности масштабироваться: без расширения складской сети и привлечения партнеров модель останется нишевой.
  2. Реакции пользователей и партнеров: высокая стоимость логистики и ограничения ассортимента могут стать барьерами для роста.

«Если „Мегамаркет“ сможет интегрировать возможности „Самоката“, это создаст мощную инфраструктуру, способную конкурировать с лидерами рынка», — считает Михаил Бурмистров, гендиректор «Infoline-аналитики».

Переход «Мегамаркета» к курьерской модели — это не просто попытка следовать за трендами, а смелый шаг в сторону улучшения логистики и качества сервиса. Эта стратегия задает высокие стандарты для всей отрасли и может стать образцом для других участников рынка.

Однако, как и любая трансформация, она сопряжена с рисками. Успех инициативы зависит от грамотного управления инфраструктурой, партнерскими отношениями и ожиданиями покупателей.

Индустрия внимательно следит за результатами «Мегамаркета», который, возможно, формирует будущее логистики в eCommerce.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Реклама на портале

Telegram-канал
t.me/logisticsru

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости