Крупный игрок российского eCommerce, маркетплейс «Мегамаркет», в январе 2025 года радикально пересмотрит свою логистическую модель, сосредоточившись исключительно на курьерской доставке. Операции будут ограничены регионами с наличием складов, оборудованных на площадях бывших магазинов Ikea.
Эта стратегия предусматривает отказ от системы FBS (доставка со склада продавца), пунктов выдачи заказов (ПВЗ) и постаматов. На первый взгляд, это может показаться шагом назад, но на деле является частью смелой стратегии, призванной оптимизировать пользовательский опыт, усилить контроль за логистикой и ускорить доставку.
Что изменится для рынка и партнеров?
Среди ключевых перемен, которые ждут партнеров и пользователей:
- Отказ от FBS: продавцы смогут хранить товары только на складах «Мегамаркета». Это позволит унифицировать процессы сборки и доставки, но снизит гибкость для партнеров.
- Ограничение географии доставки: товары будут доступны только в регионах с экспресс-складами. Ассортимент будет адаптирован под локальные склады, что напоминает подход Ozon Fresh.
- Полный отказ от ПВЗ и постаматов: вместо этого компания делает ставку на курьерскую доставку «до двери».
Особенность нового подхода — акцент на «товарах для ежедневного использования», включая одежду, косметику, продукты питания и мелкую бытовую технику.
«Покупатели смогут заказывать товары, доступные на ближайших складах, с доставкой в течение нескольких часов. Формат день-в-день станет новым стандартом для нас», — сообщает представитель «Мегамаркета».
Почему уходят ПВЗ и постаматы?
Решение отказаться от ПВЗ и постаматов стало неожиданным для рынка, учитывая их популярность у покупателей. Однако в «Мегамаркете» сочли этот формат менее эффективным.
Владелец крупной сети ПВЗ, который планировал сотрудничество с «Мегамаркетом», рассказал, что его запрос на открытие брендированных пунктов остался без ответа. По словам одного из категорийных менеджеров маркетплейса, в компании посчитали ПВЗ недостаточно результативным инструментом.
Ставка на курьеров выглядит более перспективной для решения двух задач:
- Ускорение доставки — минимизация времени от размещения заказа до его получения.
- Оптимизация логистических цепочек — сокращение затрат на содержание инфраструктуры и распределение ресурсов.
Преимущества и вызовы курьерской модели
Курьерская модель на базе складов открывает новые горизонты, но сопровождается и вызовами.
-
Ассортимент под ограничениями:
Параметры доставки (вес до 15 кг и размеры, помещающиеся в курьерскую сумку) ограничивают доступный ассортимент. Для крупных товаров потребуется иная инфраструктура, которую сейчас развивает, например, Ozon Fresh. -
Инфраструктурная зависимость:
Склады на базе Ikea — ограниченный ресурс. Эксперты считают, что расширение географии без задействования мощностей партнеров, таких как «Самокат», невозможно. -
Партнерский конфликт:
Новая модель вызывает неоднозначную реакцию у продавцов, многие из которых говорят о намерении покинуть площадку.
«Для продавцов одежды быстрая доставка может стать драйвером продаж, но она накладывает риски возвратов, что не всегда экономически выгодно», — отмечает один из ритейлеров.
Ключевые преимущества для пользователей
Для конечного покупателя преимущества очевидны:
- Экспресс-доставка в течение нескольких часов.
- Ассортимент товаров повседневного спроса, адаптированный под запросы локального рынка.
- Возможность быстро вернуть неподошедший товар, особенно одежду, после примерки.
Эти элементы стратегии делают «Мегамаркет» сильным конкурентом таких игроков, как «Яндекс Лавка» и Ozon Fresh.
Рынок в ожидании перемен
Эксперты считают, что успех новой модели «Мегамаркета» будет зависеть от двух факторов:
- Способности масштабироваться: без расширения складской сети и привлечения партнеров модель останется нишевой.
- Реакции пользователей и партнеров: высокая стоимость логистики и ограничения ассортимента могут стать барьерами для роста.
«Если „Мегамаркет“ сможет интегрировать возможности „Самоката“, это создаст мощную инфраструктуру, способную конкурировать с лидерами рынка», — считает Михаил Бурмистров, гендиректор «Infoline-аналитики».
Переход «Мегамаркета» к курьерской модели — это не просто попытка следовать за трендами, а смелый шаг в сторону улучшения логистики и качества сервиса. Эта стратегия задает высокие стандарты для всей отрасли и может стать образцом для других участников рынка.
Однако, как и любая трансформация, она сопряжена с рисками. Успех инициативы зависит от грамотного управления инфраструктурой, партнерскими отношениями и ожиданиями покупателей.
Индустрия внимательно следит за результатами «Мегамаркета», который, возможно, формирует будущее логистики в eCommerce.