Эксперты ожидают улучшения ситуации на мировом логистическом рынке не ранее 2022 года

Пандемия оказала существенное влияние на логистическую отрасль во всем мире. Многие игроки рынка рассчитывали на стабилизацию ситуации в начале 2021 года, однако положение ухудшилось: значительно выросли тарифы на перевозку, усилился дефицит и дисбаланс контейнеров. О том, к чему привели волнения на логистическом рынке, как изменились схемы поставок, продолжится ли рост ставок и стоит ли надеяться на улучшение ситуации, рассказали эксперты. 

«Форс-мажорные ситуации на мировых торговых маршрутах привели к сбоям в работе портов, изменению маршрутов, увеличению сроков доставки и, как следствие, к дефициту товаров, — рассказывает директор по развитию бизнеса Gebrüder Weiss Николай Гладун. — Спрос превышает предложение, поэтому ставки фрахта демонстрировали беспрецедентный рост и достигли своего исторического максимума к окончанию первого полугодия».

Директор операционного департамента группы компаний AsstrA Денис Гураль подтверждает, что в сегменте транспортировок из Китая ускоренными контейнерными поездами и морским транспортом ставки достигли максимума с момента развития Нового шелкового пути. 

Но в то же время на рынке логистики возникла не имевшая ранее аналогов ситуация: перевозка контейнеров по железной дороге на маршруте Китай — Польша стала дешевле, чем морская отправка. «Более того, транспортировки по морю и железной дороге по направлению Европа — Китай и вовсе стали стоить меньше. Например, на железнодорожном маршруте  Малашевичи — Чунцин ставки сейчас находятся в районе одной тысячи долларов США — это рекордно низкая цена», —  подчеркивает эксперт.

По  словам директора по развитию бизнеса FM Logistic в России Алексея Мисаилова, консолидация рынка, нехватка водителей и ряд других факторов уже вынудили транспортные компании увеличить тарифы на внутрироссийские перевозки почти на 15%, а где-то и на все 25%.

«Бурное развитие рынка онлайн-торговли также можно назвать фактором роста цен. Логистика в данном сегменте очень зависима от объемов поставок материалов для упаковки, в том числе и картона. Пятая часть всего грузового автопарка была перенаправлена на выполнение заказов для электронной коммерции, а зарплаты курьеров и комплектовщиков выросли. Таким образом, главным трендом всего 2021 года является конкуренция за вышеописанные ресурсы», — констатирует эксперт.

Трансформация схем поставок

На фоне трудностей с поставками из стран Азии многие российские компании отдали предпочтение поставкам из Турции. В связи с этим, как рассказывает ведущий специалист по интермодальным перевозкам логистической компании «ДАКСЕР» Владимир Френтий, на турецком рынке сейчас наблюдается повышенная загрузка производств, дефицит контейнеров и мест на судах.

«В результате ставки на перевозки из Турции выросли, как и розничные цены на местные товары.  Думаю, что маршруты из Европы и Турции будут стабильно востребованы и после нормализации ситуации в азиатских странах. Резких изменений в цепочках поставок ждать не стоит, — отмечает эксперт. — Впрочем, проблемы на рынке логистики по-прежнему есть — тарифы на перевозки из Азии и Европы растут, скоро наступит «высокий» сезон, во время которого производители и поставщики будут пополнять свои запасы перед периодом праздников».

Кроме того, продолжает Николай Гладун, логистическим компаниям из-за пандемии пришлось искать альтернативные решения, например, товары из Юго-Восточной Азии теперь везут не по морю, а автомобилями и поездами через сухопутные границы.

«Да, маршруты не новые, но за первые 6 месяцев 2021 года зафиксирован резкий рост перевозок именно данными видами транспорта. Стоимость фрахта сейчас сравнима с морской перевозкой, да и сроки доставки грузов морем значительно выше, чем по суше. Все эти факторы говорят о том, что перевозки по железной дороге будут расти. С началом пандемии и введением локдаунов объемы перевозимых грузов значительно сократились, однако уже во второй половине прошлого года началось их постепенное восстановление, — рассказывает он. —  В начале 2021 года этот тренд сохранился и резко усилился, объем перевозок за первое полугодие текущего года значительно превышает показатель аналогичного периода 2020 года».

Вице-президент компании Kuehne+Nagel в России и странах СНГ по продажам и маркетингу Антон Гречко также подчеркивает, что выбор грузовладельцами и поставщиками логистических услуг одинаковых альтернативных вариантов цепочек поставок привел к росту спроса на доставку грузов через порты Дальнего Востока или по прямым сухопутным маршрутам из Китая в Россию.

«Необходимо понимать, что новые пути пока не могут сравниться по своей эффективности с теми, по которым грузы транспортировались много лет. Это связано в первую очередь с лимитированными возможностями логистической инфраструктуры на данных коридорах. Поэтому, на наш взгляд, эти решения будут ограничены по объему и времени, — замечает эксперт. — Сейчас логистическим провайдерам необходимо работать над тем, чтобы предлагать клиентам наилучшее из возможного: доставку по максимально надежному маршруту и наиболее выгодному тарифу на рынке. Основная цель – это обеспечение минимальных сбоев в цепочках поставок».

Осторожные прогнозы

По словам Николая Гладуна, объем импорта из ЮВА продолжит увеличиваться и, соответственно, сохранится высокий спрос на морские контейнерные перевозки и альтернативные перевозки автомобильным и железнодорожным транспортом.

«В третьем квартале наступает традиционно высокий сезон, поэтому тенденций к понижению ставок фрахта и стабилизации рынка не предвидится. Последствия постоянного прерывания цепей поставок будут ощущаться во всем мире по крайней мере до конца года», — добавляет эксперт.

Денис Гураль отмечает, что из-за снижения активности мировой торговли в 2020 году в связи с пандемией ставки на перевозки пытаются «наверстать» свои прошлые значения и сейчас вряд ли кто-то с уверенностью может сказать, как тарифы поведут себя дальше.

«Мы не ожидаем снижения тарифов вплоть до конца года, поскольку в III и IV кварталах традиционно наступает «высокий» сезон. В таких условиях максимально позитивным прогнозом будет более медленное увеличение ставок. Раньше начала 2022 года удешевления перевозок ждать не стоит и это только в том случае, если не будет новых всемирных форс-мажорных ситуаций. Вполне возможно, что стоимость отправок останется высокой вплоть до середины следующего года. Ситуация на рынке далека от стабильности, поэтому говорить о будущем с уверенностью пока сложно», — подчеркивает он.

Прогнозы по снижению ставок и их возвращению к «доковидным» показателям преждевременны, считает руководитель немецкого подразделения BMJ-logistics Феликс Херсонский.

«Мы надеемся, что в 2022 году сможем увидеть улучшение ситуации. Удорожание перевозок оказывает прямое влияние на потребителей, так как логистические расходы придется компенсировать именно им. Впрочем, нельзя сказать, что из-за роста стоимости отправок все товары подорожают одинаково. Например, увеличение ставок на 50% куда сильнее повлияет на цену туалетной бумаги, более объемного и дешевого по себестоимости продукта. А вот духи при аналогичном возрастании тарифов станут незначительно дороже. Таким образом, мы видим, что стоимость различных товаров будет повышаться, но не единообразно», — полагает эксперт.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости