Логистика в условиях санкций 2022

Спикер: Юлия Янелис, директор по стратегическому развитию «Транссертико».

Справка о компании: Компания Транссертико основана в 2005 году, является лицензированным таможенным представителем (ООО "Брок-Инвест" - свидетельство №0295/01 от 18.02.2014г., ООО "ИТЕР" - свидетельство №1123/00 от 24.01.2020г.) и имеет многолетний опыт работы в оказании услуг логистики и таможенного сопровождения импортно-экспортных операций многих российских и зарубежных предприятий.

Что нанесло самый существенный урон ВЭДу?

Наиболее существенный урон нанесла та неопределенность, с которой столкнулись все участники внешней экономической деятельности, и, как следствие, паника среди них,  которая наблюдалась в первые месяцы. Когда логистика фактически тормозилась, все ждали каких-то решений, что вот-вот всё перестоится и станет, как раньше. Это было неверным решением, которое отняло время, в которое необходимо было уже начинать перестраивать свою логистику. Способствовали этой растерянности участников ВЭД, преимущественно, запреты по логистике. В частности, запрет на обработку тех грузов, которые находились в европейских портах, в адрес России, а также отказ линий перевозки данных грузов. Помимо этого, следует отметить существенное сокращение рейсов, закрытие воздушного пространства, разрыв по лизинговым соглашениям, когда многие авиаборты не могли подниматься в воздух, потому что присутствовал риск их изъятия в другой стране. Также урон нанесла блокировка портов, а на сегодняшний день еще и запрет на передвижение российского автотранспорта по территории Европы. Безусловно, трудностей добавил и ряд санкций, которые были наложены, и общая политическая ситуация – иногда, даже когда груз не запрещен к перевозке и отгрузке, из-за неопределенности и недопонимания законодательства в стране отправления, поставщик отказывается от работы с РФ, не отгружает груз. Просто потому, что он не понимает, какие для него могут быть последствия.

Не менее существенный урон нанесли изменения в логистике денежных средств, поскольку ряд санкций  затронул наши банки. Деньги подвисали на корреспондентских счетах или же в момент поступления в банки страны отправления груза не сразу зачислялись непосредственно отправителю, требуя от него дополнительных документов. Фактически, это блокировка денежных средств.

Какие логистические пути остаются?

Что касается Европы, то на сегодняшний день это автотранспорт. В нашей компании, например, сейчас широко востребован сервис перегруза в буферных зонах, например, в Беларуси. Таким образом, автотранспортное сообщение с Европой остается, более того, введены новые возможности, которыми мы сейчас активно пользуемся, когда не нужно ждать и консолидировать, например, большую фуру для сборного груза, а можно перевести товар малотоннажной машиной, которая и границу проще и быстрее пересекает.

Помимо этого, остается авиа-доставка, теми авиакомпаниями, которым разрешен полет. Из Гонконга и из Китая более активно начали летать чартеры. Авиа-доставка грузов производится, в том числе, транзитом из Китая, Гонконга и Кореи. Однако нужно отметить, что доставка происходит не только транзитным путем, но и, при возможности, прямыми рейсами. Также с Китаем, как и ранее, остается железнодорожный путь сообщения и морской. Грузопотоки не останавливаются и пути для доставки грузов остаются.

 

 

Чем чревато смещение в сторону Китая?

На сегодняшний день, по данным аналитиков за первый квартал 2022г, грузопоток из Китая снизился, в сравнении с прошлым годом, ввиду общей неопределенности среди экспортеров, обрывов логистических цепочек и т.д. Тем не менее, очевидно, что в ближайшем будущем объем будет наращиваться, и смещение в сторону Китая произойдет – многие сейчас активно ищут альтернативу американском и европейским товарам именно там. Однако важно понимать, что это смещение чревато тем, что Китай может не справиться с требуемым объемом. Даже раньше, в до-пандемийное время, была нехватка контейнеров для перевозки товаров в адрес России и мы полагаем, что эта проблема никуда не ушла. Да и производства могут не успеть перестроиться на изготовление новых объемов продукции в прежние сроки. Тем не менее, для Китая, конечно, это время больших возможностей, перестройки и активного своего развития рынка сбыта в России.

На какие рынки стоит обратить внимание бизнесу?

В первую очередь, конечно же, на те, которые были в меньшей степени нашим бизнесом задействованы и представлены. Это, как мы сейчас видим по запросам от клиентов, рынки Индии, Турции, ОАЭ, Ирана, Кореи и даже Малайзии.

Какие отрасли будут наиболее пострадавшими?

В числе наиболее пострадавших, конечно, те отрасли, которые столкнулись с санкциями и которые напрямую от них зависят. В частности, производители электроники, предприятия нефтегазовой отрасли, и производители тех товаров, которые попали под санкционный пакет, направленный на запрет «роскоши». Безусловно, тут тоже есть решения внутри страны, которые уже сейчас активно применяются. Это и обнуление пошлин, и параллельный импорт, который дает возможность бизнесу перестроиться, не останавливать свой грузопоток, а использовать всю эту ситуацию, как стимул, и извлекать из нее новые возможности.

Какие условия можно назвать терпимыми в данных обстоятельствах?

Все условия можно назвать терпимыми, пока они не блокируют движение груза на 100%. Мы готовы работать с условиями, которые достаточно четко определены со стороны стран, которые вводят санкции. Если мы понимаем, что есть четкий перечень товаров, кодов групп товаров, которые запрещены к вывозу, с этим можно работать. Однако бывает и такое, что сам поставщик, например, готов работать с РФ, у него давно заключен здесь контракт, и он готов исполнять по нему обязательства, а вот профсоюз, в который он входит, выступает против. Так, например, у нас было с Францией. Профсоюз, относящийся к текстильной промышленности, поставил такой политический запрет на отгрузку в адрес России. В таких условиях, конечно же, и импортеру, внутри нашей страны, и европейскому экспортеру приходится искать пути решения, использовать третьи страны, транзитные пути доставки груза, и т.д.

Иными словами, терпимые условия, на наш взгляд, это те, которые оглашены, приняты и закреплены законодательно. Важно, чтобы они были понятны и разъяснены не только нам, но и поставщикам страны отправления грузов.

Какой есть сценарий по восстановлению экономики?

В первую очередь, сценарий подразумевает наращивание своего внутреннего производства. Статистические и аналитические данные показывают увеличенные потоки поставок оборудования из Китая в нашу страну. В частности, для поднятия авиационной отросли России, машиностроения, пищевой промышленности, текстильной и производства товаров народного потребления. Иными словами, курс на наращивание внутренней экономики и импортозамещение. Сейчас это становится жизненно важной задачей для будущего страны.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Реклама на портале

Telegram-канал
t.me/logisticsru

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости