Айварс Тауриньш, генеральный директор DB Schenker кластер Россия/Евразия
В июле многие страны открывают границы. Начинают восстанавливаться пассажирские авиаперевозки и постепенно наращивается сегмент грузовых. Тем не менее, ситуация продолжает оставаться напряженной, а, с учетом распространения вируса по всем континентам и ожиданиями «второй волны», в отрасли сохраняется элемент непредсказуемости по части ценообразования. Российский рынок понемногу выходит из карантина, но до предкоронавирусных показателей нам еще далеко. Также до конца не ясна ситуация с восстановлением внутреннего потребления и запасом прочности в отраслях, ориентированных на импорт. Установившийся сейчас курс валют, безусловно, стимулирует экспорт, но основные рынки сбыта сейчас находятся под давлением кризиса, возникшего из-за всплеска заболеваемости.
Если рассматривать ближайших соседей, лучше всего обстоят сейчас дела с перевозками из Китая. Однако, время от времени поступают тревожные сигналы, связанные с новыми вспышками эпидемии и возможным сценарием сокращения операций в крупных транспортных узлах, которых коснулась эпидемия. Например, текущая ситуация с Пекине вызывает озабоченность и уже оказывает влияние на авиаперевозки через столицу КНР.
На мой взгляд, скорее всего, в этом году ситуация не сможет до конца стабилизироваться, поэтому нам придется продолжать работать в условиях неопределенности и задействовать все виды транспорта, а также новые мультимодальные маршруты, чтобы поддерживать стабильность в доставке грузов.
Снятие ограничений на пассажирские авиаперевозки, безусловно, благоприятно скажется на логистической отрасли. Это позволит расширить географию доставок, однако, нужно понимать, что полностью все докризисные емкости на рынок не вернутся, в том числе из-за сокращения спроса. Восстановление также будет постепенным, так как резкий возврат бортов на рынок может привести к падению цен, что вряд ли будет в интересах авиакомпаний.
Если все будет хорошо, не грянет «вторая волна» и не будет новых, связанных с ней, ограничений, то, к осени планируется рост спроса на одежду, обувь, сезонные товары. Не исключен повышенный интерес к товарам европейского производства, в том числе к стройматериалам, за счет более коротких сроков доставки в европейскую часть РФ.