Рост стоимости услуг на рынке фреш-логистики в 2021 году составил около 40%

«ПроФреш», ведущая российская компания в сегменте фреш-логистики, подвела итоги уходящего года и дала прогноз на 2022 год. По словам генерального директора компании Давида Чиквашвили, ключевым фактором, повлиявшим на рост стоимости логистических услуг в прошедшем году, стал дефицит персонала – водителей и складских работников. Он связан с оттоком трудовых мигрантов и высоким спросом на курьерские услуги в сегменте e-commerce, из-за чего сезонным рабочим чаще стало выгоднее работать с интернет-магазинами, чем с логистическими компаниями. Также на стоимость логистических услуг влияла нехватка складов категорий А и В+ в мегаполисах и, как результат, увеличение арендных ставок на 7-15%, рост цен на автотранспорт, горюче-смазочные материалы (около 20%) и локальные региональные тренды, как, в частности, изменения правил движения большегрузного транспорта внутри Москвы.  

Удорожание логистики по-разному отразилось на стоимости продовольственных товаров. Наиболее существенно оно повлияло на себестоимость товаров категорий «фреш» и «ультра-фреш», в частности кисломолочных продуктов, у которых доля логистики в себестоимости составляет около 15%. Таким образом, только за счет роста логистической составляющей кисломолочные продукты подорожали в прошедшем году примерно на 6%. В целом доля фреш-продукции в ассортименте крупнейших ритейл-сетей составляет до 50%.  

В 2022 году, по мнению Давида Чиквашвили, рост стоимости логистических услуг продолжится, поскольку все факторы, влияющие на цены в 2021 году, все еще будут актуальны. При этом логистические компании будут стараться сдерживать рост стоимости своих услуг за счет оптимизации поставок и цифровизации процессов. Так, главными трендами в области продовольственной логистики станут работа со сборными грузами, требующая высокого уровня автоматизации и IT-компетенций, и, как результат, консолидация рынка, рост доли крупных 3PL-операторов за счет средних и небольших логистических компаний. 

Давид Чиквашвили подводит итог 2021 года для рынка фреш-логистики:  «По нашим оценкам, рост стоимости логистических услуг на рынке фреш-логистики составил около 40%. Эта цифра сложилась, в первую очередь, из роста стоимости транспортно-экспедиторских и складских услуг. 

В целом прошедший год был сложным для логистических компаний. Проблемы начались уже в феврале 2021-го вместе с сильнейшими снегопадами, парализовавшими движение грузового транспорта внутри Москвы и в ближайшем Подмосковье. Это усугубило дефицит автомобилей и ускорило рост стоимости экспедиторских услуг, который наметился уже в начале пандемии, – большая часть водителей уехали из мегаполисов на родину и не спешили возвращаться.  

Другой фактор, приведший к удорожанию экспедиторских услуг, также связан с пандемией. Одни из самых высоких зарплат рынке неквалифицированного труда в прошедшем году устанавливали интернет-магазины, столкнувшиеся со взрывным спросом на онлайн-покупки. Многие экспедиторы предпочли перейти в e-commerce, что усилило дефицит на рынке логистики. Летом эта проблема усугубилась из-за повышения активности строек, на которые «перетекла» значимая доля рабочей силы. Девелоперы были готовы оплачивать труд рабочих выше рынка, чтобы избежать простоя и закончить работы в теплый сезон.  

Цены на логистические услуги толкал вверх и рост стоимости автомобилей, запчастей (15-20% в год) и горюче-смазочных материалов (20-25%). Специфической московской проблемой стал ввод дополнительных ограничений на передвижение машин весом более 3,5 тонны, что требовало от компаний дополнительных усилий по оформлению пропусков.  

Еще один важный тренд, начавшийся уже несколько лет назад и влияющий на стоимость логистических услуг, – переход экспедиторов, в том числе владельцев одного или нескольких автомобилей, в «белую зону». Для них это стало единственной возможностью получить заказы от крупные заказчиков, таких, в частности, как «ПроФреш», который имеет собственный автопарк, но также ежедневно привлекает около 200 единиц техники на открытом рынке. 

Рост складской логистики связан с дефицитом складов категорий А и Б+. Это характерно как для Москвы, так и для других мегаполисов. Так, в Москве в районах, расположенных рядом с МКАД, уплотняется жилая застройка, на месте старых промзон возводят районы по плану реновации. При этом спрос на склады продолжает расти – этот тренд обеспечивает та же e-commerce, в том числе «склады последней мили» (dark stores). Таким образом, в среднем арендные ставки на рынке складской недвижимости увеличились на 7-15%.  

Как и в транспортном секторе, на рынке складской логистики весь 2021 год дорожал персонал. Если в начале 2021 года стоимость часа погрузочно-разгрузочных работ стоила 210 руб. без НДС, то к концу года – более 300 руб. без НДС. 

Описанные выше тенденции привели к росту цен у логистических компаний, являющихся единым поставщиком для крупнейших ритейлеров. Так, годовое подорожание услуг «ПроФреш» составило 15-20%, оно было проведено осенью 2021 года.  

Вероятнее всего, основные тренды 2021 года сохранятся и в 2022 году. Думаю, что цены на персонал, транспорт и складские операции будут расти, что приведет к очередному увеличению стоимости на рынке фреш-логистики. В свою очередь, «ПроФреш» работает над тем, чтобы нейтрализовать фактор роста себестоимости на своем этапе цепочки поставок. В частности, мы ведем переговоры с поставщиками по изменению времени доставок, например, о переходе на более ранние отгрузки ультрафреш-продукции. Также компания планирует внедрение новых цифровых технологий, поддерживающих работу со сборными грузами, роботизацию ряда складских операций, что со временем компенсирует рост стоимости рабочей силы».

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать свежие новости на вашу почту!

 

Новости